Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Разработка системы мотивации персонала туристского предприятия

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Сущность мотивации и стимулирования как способов управления трудом. Алгоритм оценки мотивационного потенциала предприятия. Выявление резервов повышения трудового потенциала на предприятии ООО "Дианик Тур Нижний Новгород"; мероприятия по их использованию.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Разработка систем мотивации персонала туристского предприятия

Содержание

Введение

Глава 1. Основы системы мотивации персонала организации

1.1 Сущность мотивации труда и мотивационного потенциала организации

1.2 Методические подходы к оценке мотивационного потенциала организации

Глава 2. Анализ системы мотивации ООО "Дианик Тур Нижний Новгород"

2.1 Анализ внешней среды и положения предприятия

2.2 Система трудовой мотивации в ООО "Дианик Тур Нижний Новгород"

2.3 Оценка мотивационного потенциала персонала ООО "Дианик Тур Нижний Новгород"

Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию мотивации персонала ООО "Дианик Тур Нижний Новгород" и их оценка

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Формирование социально ориентированной рыночной экономики не может восприниматься работниками предприятий как смысл и цель их труда. Смысл труда не может быть сведен также к материальной заинтересованности, так как для формирования сильной трудовой мотивации необходимо, чтобы смысл труда выходил за рамки удовлетворения только личных материальных потребностей человека.

Мотивация высокопродуктивного труда позволяет обеспечить наряду с восстановлением нормальной трудоспособности работников повышение места, занимаемого ценностью труда, в общей структуре социальных ценностей, формирование нового трудового сознания и трудовой этики.

В общем случае стратегией и тактикой решения этой проблемы являются мотивация трудовой деятельности и стимулирование.

Современные предприятия вынуждены адаптироваться к условиям рыночных отношений и конкуренции. Поэтому факторы, определяющие успех на рынке, одновременно являются и факторами выживания организации. Каждый из них связан с деятельностью сотрудников предприятия.

Критическими факторами успеха, т.е. теми, без которых он практически невозможен, являются:

- развитие персонала, инновации;

- сильные и надежные партнеры;

- ориентация на клиента;

- себестоимость продукции;

- быстрота поставок;

- логистика и ее состояние;

- уровень квалификации персонала.

Таким образом, мотивационный потенциал предприятия является одним из составляющих общего потенциала предприятия, определяющего его способность адаптации к окружающим условиям или даже активного влияния на эти условия и их изменение. Это обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Несмотря на многочисленность исследований в области мотивации трудовой деятельности до настоящего времени в литературе недостаточное внимание уделяется разработке методики оценки мотивационного потенциала персонала предприятия, с помощью которой, можно будет оценить мотивационный потенциал персонала конкретного предприятия и определить мероприятия по его повышению.

Цель курсовой работы - исследовать проблему повышения мотивации персонала на предприятии в сфере туризма.

Для достижения цели решались следующие задачи:

- изучение понятия мотивации, мотивационного потенциала предприятия и разработка методики оценки мотивационного потенциала;

- анализ системы трудовой мотивации на конкретном предприятии и оценка его мотивационного потенциала на основе разработанной методики;

- определение направлений повышения мотивации персонала на предприятии в сфере туризма и оценка их эффективности.

В качестве объекта исследований в работе выступает предприятие туристического бизнеса - ООО "Дианик Тур Нижний Новгород".

Глава 1. Основы системы мотивации персонала организации

1.1 Сущность мотивации труда и мотивационного потенциала организации

Мотивация труда основана на долговременном воздействии на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентаций и интересов работника, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала.

Стимулирование как тактика решения проблемы мотивации является ориентацией на фактическую структуру ценностных ориентаций и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала.

Мотивация и стимулирование как методы управления трудом противоположны по направленности: первая направлена на изменение существующего положения; второе - на его закрепление, но при этом они взаимно дополняют друг друга. Стимулирование должно соответствовать потребностям, интересам и способностям работника, т.е. механизм стимулирования должен быть адекватен механизму мотивации работника.

Мотивация труда - это внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения в работе, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.

Процесс мотивации сложен и неоднозначен. Существует достаточно большое количество разных теорий мотивации, пытающихся объяснить это явление. В современных исследованиях выделяются теории содержания мотивации (теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория FRG К.Альдерфера, теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда, теория двух факторов Ф. Герцберга и др.) и процессуальные теории мотивации (теория ожидания К. Левина, предпочтения и ожидания В. Врума, теория подкрепления Б.Ф. Скиннера, теория справедливости Портера-Лоулера, и др.). Первые теории основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации.

Процессуальные теории мотивации исходят из того, что люди оценивают различные виды поведения через полученные результаты. Истоком теории ожидания являются исследования К. Левина и его школы (теории поля).

Исследований в области мотивации немало. Многие из них в той или иной мере используют основные положения перечисленных выше теорий. Многочисленны исследования и российских ученых в этой области (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, Н.Ф. Наумова, Ю.П. Кокин, Е.Д. Катульский, И.Ф. Беляева и др.). Одни из них посвящены вопросам классификации потребностей, другие - процессам мотивации. В исследованиях ученых НИИ труда Минтруда РФ (И.Ф. Беляева, Е.Д. Катульский и др.) рассмотрены вопросы формирования и функционирования мотивации, типологии мотивации, ее силы, направленности, удовлетворенности трудом и т.д.

Обзор литературы показал, что несмотря на многочисленность исследований в области мотивации, в научной литературе нет эффективной методики оценки мотивационного потенциала предприятия.

Далее определим понятие "потенциала предприятия", в том числе "мотивационного потенциала предприятия".

Для осуществления хозяйственной деятельности любая организация имеет в своем распоряжении помещения, технологическое оборудование, персонал, материалы, комплектующие изделия и т.д. эти ресурсы представляют потенциал организации, т.е. ее "способность деятельности" (рис.1.1).

Потенциал зависит от каждого из работников и их расстановки, технологической оснащенности и профессионализма руководителей. Он может быть имущественный и интеллектуальный, осязаемый и неосязаемый (рис. 1.2).

Потенциал компании может быть представлен в десяти взаимодополняющих видах: производственный, организационный, экономический, социальный, технологический, психологический, правовой, экологический, этический и политический.

Рис. 1.1. Составляющие потенциала организации (предприятия)

Рис. 1.2. Составляющие общего потенциала компании

Таким образом, потенциал организации представляет собой источники, возможности, средства, ресурсы и запасы организации.

1.2 Методические подходы к оценке мотивационного потенциала организации

Для разработки методики оценки мотивационного потенциала предприятия нам потребуется определить следующие элементы:

- цели и задачи;

- субъекты и объекты оценки;

- этапы и процедуры;

- методы оценки.

Целью оценки мотивационного потенциала предприятия является выявление резервов повышения трудового потенциала предприятия и определение мероприятий по их использованию.

Объекты оценки можно сгруппировать в три основных блока (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Объекты оценки мотивационного потенциала предприятия

Под организационной структурой фирмы понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

З...

Другие файлы:

Разработка программы по совершенствованию системы мотивации персонала ООО "Ростурсервис" г. Твери
Роль мотивации персонала в деятельности предприятия, теории и методы реализации данного процесса. Системы управления деловой карьерой как фактор стиму...

Особенности системы мотивации персонала (на примере организации ОАО "МТС")
Методы оценки эффективности системы мотивации персонала. Общая характеристика исследуемого предприятия ОАО "МТС". Комплексный анализ системы мотивации...

Разработка системы мотивации персонала предприятия
Анализ процесса формирования системы мотивации персонала на современных зарубежных и Российских предприятиях. Совершенствование системы мотивации труд...

Построение системы мотивации персонала предприятия (на примере Гродненского РУПЭ «"Гродноэнерго" филиал "Лидские электрические сети")
Социально-экономическая сущность мотивации и правила построения системы мотивации персонала. Анализ технико-экономических показателей и системы мотива...

Современные подходы к мотивации персонала
Характеристика мотивации как объекта исследования. История развития теорий мотивации. Системный подход к мотивации персонала. Анализ системы мотивации...