Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Разработка антикризисной стратегии предприятия

Тип: дипломная работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Понятие, место и роль антикризисной стратегии в управлении фирмой, порядок ее выработки и реализация. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО "Электрон": краткая характеристика предприятия и выявление кризисных ситуаций в его функционировании.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Дипломная работа

по дисциплине "Антикризисное управление"

на тему: "Разработка антикризисной стратегии предприятия

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретико-методические основы разработки антикризисной стратегии на предприятиях

1.1 Понятие антикризисной стратегии

1.2 Место и роль стратегии в антикризисном управлении

1.3 Порядок выработки антикризисной стратегии организации

1.4 Реализация антикризисных стратегий

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО "Электрон"

2.1 Краткая характеристика предприятия

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

2.3 Выявление кризисных ситуаций в деятельности предприятия

3. Разработка положений антикризисной стратегии предприятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемых источников

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние большинства хозяйственных объектов таково, что первоочередными тактическими задачами для них является "латание дыр" (или реактивная форма управления) и недопущение банкротства. Подобный подход не позволяет достичь устойчивой работы предприятия в долгосрочной перспективе. Потому особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятиями, основанного на анализе финансово-экономического состояния, с учетом постановки стратегических целей деятельности адекватных рыночным условиям и поиска путей их достижения. Данный подход неразрывно связан с антикризисным управлением.

Следует различать управление предприятием в условиях потенциально возможного и наступившего кризиса. В первом случае должна быть создана система превентивного управления, позволяющая своевременно обнаруживать сигналы о формировании внутренних и внешних факторов и процессов, способных вызвать кризис, предвидеть его наступление. Такая система базируется на результатах прогнозирования внешней и внутренней экономической конъюнктуры, разработке на этой основе долгосрочных и среднесрочных планов и активном встречном управлении, обеспечивающем своевременное погашение потенциально возможных негативных тенденций.

Система превентивного управления должна опережать и предотвращать неплатежеспособность и несостоятельность предприятия, обеспечивать устойчивое развитие предприятия на траектории экономического роста.

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что в условиях массовой неплатежеспособности российских хозяйствующих субъектов особое значение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию его финансового состояния, и, прежде всего, эти меры должны быть связаны с пересмотром текущей стратегии бизнеса.

Базой исследования дипломной работы является ООО "Электрон" - ведущее предприятие России по разработке и производству сложных прямоугольных электрических соединителей.

Предметом исследования дипломной работы выступают кризисные ситуации, их воздействие на хозяйственную деятельность и стратегию предприятия в целом.

Цель дипломной работы - раскрыть важности изучения кризисных ситуаций методами финансового анализа и показать этапы разработки антикризисной стратегии предприятия, основанной на его результатах.

В дипломной работе были поставлены следующие задачи:

1. Изучить экономический механизм возникновения кризисных ситуаций на предприятии и особенности разработки антикризисной стратегии;

2. Оценить финансовое состояние предприятия, характеризующееся размещением и использованием средств предприятия;

3. На основе оценки финансового состояния предприятия проанализировать особенности его развития, а также попытаться выработать предпочтительную антикризисную стратегию дальнейшее развитие данного предприятия в будущем.

Дипломная работа имеет практическую значимость, так как ее результаты могут быть рекомендованы для внедрения на ООО "Электрон" или других предприятий электронной промышленности.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

1.1 Понятие антикризисной стратегии

Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или их временной неплатежеспособности. Например, по данным статистики, в результате глубокого экономического кризиса в Российской Федерации число убыточных предприятий составляет 80%. В результате этого в России неплатежи достигли астрономической величины (более 800 трлн. руб.), что, в свою очередь, привело к большому объему бартерных сделок. Однако даже в случае стабилизации экономики не следует ожидать, что в стране таких предприятий не будет. В США, например, около 50% вновь созданных малых и средних предприятий прекращают свою деятельность в течение одного года. Вместе с тем признанные законом банкроты составляют всего около 1% количества всех предприятий. Сказанное позволяет сделать вывод о необходимости постоянно проводить работу по антикризисному управлению. Целью антикризисного управления является разработка, и первоочередная реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных (наиболее интенсивно влияющих на завершающее явление) путей, приводящих к кризисному состоянию. Как показывает теория и подтверждает опыт, нарушение платежеспособности в современных условиях является следствием несоответствия стратегии предприятия изменениям во внешней среде. Еще 30 лет назад в практике управления предприятиями отсутствовали стратегические принципы. Только на стыке 60-70-х годов появляются новые методы управления и вместе с ними термин "стратегическое управление". Это вызвано, в первую очередь, изменениями внешней среды бизнеса.

Рисунок 1 - Роль стратегии в антикризисном управлении

Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей).

Исследования, проведенные на российских предприятиях, находящихся в кризисной ситуации, обнаружили комплекс причин, из-за которых предприятие попадает в кризис. Их можно разделить на две группы:

- внешние причины, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени (таблица 1);

- внутренние причины кризиса, которые возникли в результате деятельности самого предприятия [2, стр. 89].

Таблица 1 - Влияние внешних причин на появление кризисных ситуаций

Факторы внешней среды

Появление кризисных ситуаций

Возможные последствия

Состояние национальной экономики

Правительство пытается сгладить последствия ухудшения экономической ситуации посредством бюджетной и кредитно-денежной политики

Ужесточение налогообложения, удорожание кредита, издержек

Политические факторы

Отношение государства к предпринимательской деятельности ограничительного или запретительного характера, нестабильность деятельности правительства и т.д.

Ухудшение инвестиционного климата, вывоз капитала из страны

Правовые факторы

Недостаточное антимонопольное регулирование, ограниченное регулирование ВЭД, неразвитость законодательной базы

Монопольные цены и доходы, спад производства, отсутствие необходимых законодательных норм, трудности выхода на внешние рынки

Социальные факторы

Традиции, жизненные ценности, менталитет плановой экономики, отсутствие навыков управления маркетингом и финансами, невысокий уровень культуры

Низкий уровень руководства, расточительство, коррупция, преступность

Технологические факторы

Низкие расходы государства на науку и технику, низкий технический уровень

Технологический застой, низкое качество и высокая себе стоимость продукции, низкий уровень производительности труда и конкурентоспособности

Взаимоотношения с покупателями и поставщиками

Медленный рост выручки, задержки поставок сырья и продукции

Рост неплатежей, снижение объема производства и качества продукции

Внутренние факторы, возникающие в результате деятельности самого предприятия, также могут быть причиной кризиса. Причем проведенные исследования подтвердили, что внутренние факторы усиливают действие внешних. Логическую цепочку поиска внутренних причин экономического кризиса на российских предприятиях можно построить, исход...

Другие файлы:

Разработка антикризисной стратегии автовокзала
Роль стратегии в антикризисном управлении. Классификация и методология формирования экономических стратегий антикризисного управления. Разработка анти...

Разработка антикризисной стратегии предприятия (на материалах ОАО "АГАТ")
Антикризисные стратегии как стратегии, оптимизирующие поведение предприятий в условиях спада в отрасли, знакомство с видами. Общая характеристика ОАО...

Разработка антикризисной стратегии предприятия
Определение причин экономического кризиса предприятия. Основные этапы разработки стратегической программы: анализ потребителей и конкурентного окружен...

Разработка антикризисной стратегии предприятия (на материалах ОАО "АГАТ")
Сущность и виды антикризисной стратегии, ее роль в управлении. Методика исследования действующей стратегии развития организации. Организационно–правов...

Разработка антикризисной финансовой стратегии ООО "Адамант"
Оценка финансового положения предприятия, методика разработки его финансового плана. Основные подходы к совершению финансового оздоровления предприяти...