Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала образовательного учреждения

Тип: аттестационная работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Научно-теоретический анализ проблемы влияние психологического климата на развитие творческого потенциала педагогов. Главные особенности и уровни педагогического творчества. Стиль поведения руководителя. Методика "Творческий потенциал педагогов".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»

Кафедра психологии и педагогики

Романова Екатерина Геннадьевна

Выпускная аттестационная работа по дополнительной профессиональной образовательной программе: «Технология управления персоналом»

Тема: Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала образовательного учреждения

Оглавление

Введение

Глава 1. Научно-теоретический анализ проблемы влияние психологического климата на развитие творческого потенциала педагогов

1.1 Понятие о психологическом климате в коллективе

1.2 Педагогическое творчество как ведущая характеристика творческой личности учителя

Глава 2. Психологический климат в коллективе образовательного учреждения

2.1 Условия создания психологического климата в коллективе образовательного учреждения, благоприятного для развития творческого потенциала персонала

Глава 3. Экспериментальное исследование

Заключение

Список используемой и цитируемой литературы

Приложения

Введение

Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а эффективно действующей творческой личности педагога в школах нового типа, так как именно эти школы обеспечивают потребности нашего общества в будущих высококвалифицированных специалистах, деятелях науки, культуры, образования, способных эффективно решать поставленные перед ними задачи и нестандартно реагировать на быстроменяющиеся условия современного техногенного общества.

Развитие системы образования, способной реагировать на вызовы времени, возможно только при условии высокой компетентности педагогических работников. В этой ситуации на первый план выдвигается необходимость становления личности педагога, ведущей профессиональной характеристикой которой является творчество.

Человеческий фактор в школе включает в себя психологические и социально-психологические особенности руководителей и учителей. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков и привычек.

В наше время существенно возросли требования к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний, наличием творческого мышления. Совершенствование психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда.

Психические свойства и состояния педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость являются составляющими благоприятного психологического климата.

Поэтому формирование в учительских коллективах благоприятного психологического климата, необходимого для плодотворной, творческой работы становится все более злободневной проблемой в современной школе.

Проблеме педагогического творчества, повышения профессионализма и продуктивности деятельности учителя уделяли внимание выдающиеся педагоги прошлого (А. Дистервег, Я Каменский, К.Д. Ушинский и др.), деятели образования советского периода (П.П. Блонский, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кан-Калик, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), а также современные исследователи (В.И. Загвязинский, А.И. Кочетов, Н.В. Кузьмина, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.

Учитывая, актуальность этой проблемы, была выбрана данная тема и выдвинута следующая гипотеза: чем благоприятней социально-психологический климат в коллективе, тем выше творческий потенциал сотрудников ОУ.

Согласно выдвинутой гипотезе, были определены задачи исследования:

анализ литературы, изучающей теоретические основы этой

проблемы;

определение уровня психологического климата

коллектива;

определение уровня развития творческого потенциала в коллективе;

Определение стиля руководства трудовым коллективом, способствующего созданию оптимальных условий для создания благоприятного психологического климата.

Базой для исследования была определена МОУ «Скалистская СОШ» Предметом исследования является психологический климат и уровень творческого потенциала, а объектом - учительский коллектив.

В исследовании были использованы следующие методики:

Методика «Оценка психологического климата в педагогическом коллективе»

Методика, определяющая уровень творческого потенциала педагогов «Творческий потенциал педагогов » (О.И. Тушканова)

Тест «Самооценка творческого потенциала» Фетискин Н.П.

Методика В.П. Захарова «Определение стиля руководства трудовым коллективом»

Глава 1. Научно-теоретический анализ проблемы влияния психологического климата на развитие творческого потенциала

1.1 Понятие о психологическом климате в коллективе

В отечественной литературе насчитывается несколько десятков определений психологического климата и различных исследовательских подходов к этой проблеме (Волков, Кузьмин, Парыгин, Платонов и др.).

В психологических словарях существуют следующие определения:

Климат психологический - групповое психологическое состояние, характеризуемое особенностями социального восприятия и степенью удовлетворенности членов коллектива различными сторонами его жизнедеятельности. Факторы, оказывающие влияние на социально-психологический климат, делятся на факторы макросреды и микросреды, или внешние и внутренние. Первые связаны с объективными условиями: общественно-экономической формацией, материально-технической базой общества, совершенством общественных отношений. Вторые подразделяются на предметно-вещные (обеспеченность коллектива необходимыми материально-техническими средствами, заданность определенных организационных структур, определения полномочий коллектива и его должностных лиц) и социально-психологические (наличие неформальных связей, состояние межличностных отношений, стиль руководства, уровень психологической совместимости и т.п.) (Современный психологический словарь)

Климат психологический (климат морально - психологический; климат психологический; атмосфера психологическая) - качественная сторона отношений межличностных, проявляемая в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной деятельности совместной и всестороннему развитию личности в группе. (Словарь психологических терминов.)

Е.С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе. В.М. Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Р.Х. Шакуров рассматривает понятие психологического климата с двух его сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения людей. Б.Ф. Ломов включает в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

Единого универсального определения как определяется психологический климат, нет. Но общие черты выделить можно. Для определения психологического климата используют понятия: «психологическая атмосфера», «психологический настрой». Они близки, но не тождественны. Под психологической атмосферой понимается неустойчивая, постоянно меняющаяся и неуловимая сторона коллективного сознания, а психологический климат обозначает не ситуативные перемены в преобладающем настроении группы, а его устойчивые черты. Тем не менее, главным, что определяет психологический климат являются эмоциональные состояния, или настроение коллектива.

Анализ различных точек зрения на содержание понятия психологического климата позволяет сделать вывод, что он представляет собой полифункциональное социально-психологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива. Специфика его состоит в том, что он...

Другие файлы:

Организационная культура образовательного учреждения
Типы организационной культуры образовательного учреждения. Символы, герои организации, ритуалы, язык, профессиональные и общечеловеческие ценности, но...

Психологический климат в коллективе и пути его оптимизации
Общее понятие про благоприятный психологический климат. Взаимопомощь и взаимовыручка в коллективе. Психологическая несовместимость людей. Умение поста...

Социально-психологический климат в коллективе
Социально-психологический климат и его детерминанты. Процессы управления социальной системой. Комплексная оценка эффективности организации. Групповая...

Искусство воздействия руководителя на коллектив как фактор эффективного управления
Характеристика системы и стилей управления коллективом. Диагностика личностных качеств руководителей, оценка эффективности их деятельности. Психологич...

Развитие творческого потенциала воспитанников в процессе изучения предмета "Технология"
Педагогическая наука о сущности творческого потенциала и особенностях его развития. Разнообразие приемов и методов развития творческого потенциала по...