Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Профессиональная пригодность, профориентация и профотбор

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
История становления профориентации. Профориентация как элемент государственной кадровой политики и как частная проблема. Сущность психолого-педагогического сопровождения выбора профессий. Основы организации и планирования профориентационной работы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

2

Размещено на

Пензенская государственная технологическая академия

Институт промышленной экономики, информатики и сервиса

Кафедра профессиональной педагогики и психологии

Курсовая работа на тему:

Профессиональная пригодность, профориентация и профотбор

Выполнила:

студентка гр. 06ПВ1в

Амирова К.Ф.

Пенза, 2008

Оглавление

профориентация кадровая государственная

Введение

Глава 1. Профориентация в культурно-историческом контексте

1.1 История становления профориентации

1.2 Психологические причины возникновения профориентации

1.3 Профориентация как элемент государственной кадровой политики и как частная проблема

1.4 Профориентация как система

Глава 2. Сущность психолого-педагогического сопровождения выбора профессий

2.1 Теория профориентации

2.2 Объекты и принципы профориентационной деятельности

2.3 Методология профориентации

2.4 Профессиональная пригодность и профотбор

2.5 Профессиональное самоопределение как поиск смысла в труде

Глава 3. Основы организации и планирования профориентационной работы

3.1. Основные организационные принципы профориентационной работы

3.2 Различные организационные модели профориентационной помощи

3.3 Основы составления программ профориентационной помощи

Заключение

Библиографический список

Введение

"Проблема самоопределения есть, прежде всего,

проблема определения своего образа жизни"

С.Л. Рубинштейн

Особенностью нынешних задач профориентации стала реально возникшая перед значительными массами людей проблема свободы выбора. В связи со свободой выбора возникают некоторые этические проблемы профессионального консультирования. В профориентации этические проблемы можно рассматривать в двух взаимосвязанных плоскостях: с точки зрения готовности индивида к выбору и реализации определенной нравственной позиции и с точки зрения готовности профконсультанта оказать индивиду реальную помощь в таком самоопределении, без какого то либо нарушения основных этических норм взаимодействия психолога с клиентами. Реально профессиональный выбор, особенно в подростковом возрасте, осуществляется не только как собственное решение человека (далеко не все даже взрослые люди готовы брать на себя осознанную ответственность при планировании перспектив своего развития), поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны взрослых (психологов, педагогов, родителей, а в идеале - всего общества). Высший уровень профориентации - профессиональное самоопределение. На этом уровне человек готов самостоятельно и осознанно делать ответственные жизненные и профессиональные выборы. Причем делать их уже без посторонней помощи. В основе профориентации должно лежать уважительное отношение к человеку как к субъекту профессионального самоопределения. И тогда, когда он ориентирован сложные варианты построения своей карьеры, и даже тогда, когда он стремится строить свою жизнь и карьеру, ориентируясь на большинство людей, т.е. используя уже проверенные (другими людьми) варианты построения своего успеха. Я считаю, что профориентационный вопрос достаточно важная проблема в нашей жизни, может даже в какой-то степени является стержневой при рассмотрении вопросов развития личности. Именно любимая, правильно выбранная профессия дает человеку возможность реализовать основные замыслы своей жизни, поэтому она является ведущей деятельностью для многих взрослых людей. Не говоря уже о студентах, закончивших обучение, и находящихся как раз в переходном процессе. Именно для них важна и очень близка тема профессиональной пригодности и профориентации. Особый акцент сделан на рассмотрении профориентации как важного элемента системы государственной кадровой политики. При этом главное это обосновать тезис о том, что только при необходимой государственной поддержке (прежде всего, финансовой и организационной) профориентация может стать по-настоящему эффективной и, наоборот, при отсутствии такой поддержки неудачно спланированная профориентационная работа приводит не только к несчастьям миллионов дезориентированных людей. Важнейшая задача руководства на любом уровне заключается в том, что создавать условия для максимальной реализации (самореализации) творческого потенциала людей, которые доверяют власти функцию руководства. Ведь главное богатство любой организации (фирмы, учреждения, страны) - это не финансы, не оборудование, не недра, а именно «человеческий потенциал». [9, с. 4].

Целью данной курсовой работы является выделение психологических факторов, которые способствуют формированию у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества.

Задачи:

1. Описать понятия «профессиональной пригодности», «профориентации», и «профессионального отбора».

2. Определить сущность психолого-педагогического сопровождения выбора профессии.

3. Описать различные виды помощи для правильной ориентации в профессиональной деятельности.

4. Изучение теории профориентации, включающее в себя рассмотрение объектов и принципов профориентации.

5. Рассмотрение способов планирования профориентационной работы и помощи, профессионального воспитания учащихся.

Объектом исследования являются психологические особенности личности в процессе профессионального самоопределения.

Предметом исследования в данной работе является содержание профессиональной ориентации и основные методы ее проведения.

Объем и структура курсовой работы

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Структура курсовой работы: глава 1 - «Профориентация в культурно-историческом контексте», глава 2 - «Сущность психолого-педагогического сопровождения выбора профессий», глава 3. «Основы организации и планирования профориентационной работы», заключение, библиографический список.

Глава 1. Профориентация в культурно-историческом контексте

1.1 История становления профориентации

Идеи и своеобразные способы оценки функциональных возможностей и способностей человека к труду использовались еще в Древнем Египте, Китае и Греции много веков тому назад.

«История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.

Многие философы размышляли над вопросами профессиональной пригодности и проблемой ее распознания. Платон утверждал, что люди не становятся, а рождаются философами, воинами, ремесленниками, что справедливость состоит в том, чтобы «никому не позволять делать чужое», что «по природе башмачник должен хорошо шить башмаки, а в другие дела не вмешиваться», что «плотник должен плотничать и прочие - таким образом», что только в предназначенной ему от рождения деятельности каждый может достигнуть успеха.

Дидро также придерживался идеи врожденной профессиональной предопределенности. А Гельвеций, Локк, Оуэн утверждали, что люди рождаются с равными и одинаковыми возможностями и что способности к трудовым занятиям - только результат воспитания.

В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесь появились первые элементы профотбора на эту должность. Церемонии заметно способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей, осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности. Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество. Тему экзамена нередко давал сам император, он же проводил непосредственную проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов.» [6,стр. 32]

Данных, подобных приведенным выше, имеется много, и все они указывают на довольно ранний период возникновения элементов того, что сейчас принято называть профдиагностикой и профотбором. Если исходить из распространенной сейчас точки зрения о включенности профдиагностики и профотбора в систему профессиональной ориентации, то можно сказать, что профориентация возникла давно.

«Однако если теперь посмотреть на профориентацию как на общественный процесс, включающий в себя не только отмеченные выше профдиагностику и профотбор (подбор), но также профпросвещение, профконсультацию, социально-профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность человека могла появиться лишь позже, с той поры, когда начала набира...

Другие файлы:

Методы и приемы исследования профессионализма
Понятие, критерии, уровни, стадии и ступени реального профессионализма и профессионала. Методы и приемы изучение мотивационной сферы профессионализма,...

Профессиональная пригодность к службе сотрудников следственного комитета при прокуратуре РФ
Основные характеристики понятия "профессиональная пригодность". Система профессионального отбора в правоохранительные органы. Психологические и профес...

Кадровая политика на предприятии
Производственные кадры и их классификация. Профессионально-квалификационная характеристика кадров и эффективность их использования. Формирование, проф...

Психология труда.
3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 384 с. В пособии освещены следующие вопросы психологии труда: психологическое профессиоведени...

Профориентация и профотбор (материалы по дисциплине)
...