Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Проблемы управления инновациями

Тип: реферат
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Актуальность разработки инновационных стратегий развития предприятия. Особенности управления инновациями. Характеристика инновационной деятельности как целенаправленного, организованного и качественного изменения форм и методов хозяйственной деятельности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • 1. Сущность понятия "инновация"
  • 2. Особенности инновационной деятельности
  • 3. Проблемы инновационного управления
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последнее время все большее внимание начинает уделяться разработке инновационных стратегий развития предприятия. Предприятием в соответствии с его миссией и динамично изменяющейся внешней средой вырабатываются цели получения устойчивых прибылей, конкурентных преимуществ и выживания в долгосрочной перспективе. Средствами достижения целей, т.е. стратегиями, при этом служат как интенсивное развитие всех элементов производственно-хозяйственной системы предприятия, так и их инновационное развитие.

Большинство стран мира прилагает немало усилий к укреплению научно-технического потенциала, расширению инвестиций в наукоемкие технологии, участию в международном технологическом обмене, ускорению темпов научно-технического развития. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, организации производства, новых продуктах и материалах, в развитых странах приходится от 70 до 85 % прироста ВВП.

Появление новых идей и перенос их в практику хозяйственной деятельности - сложный процесс, в котором проявляются острые противоречия между нарождающимся и отмирающим, между стабильностью и развитием.

Целью данной работы является исследование вопросов управления инновациями. В процессе исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Выявить сущность понятия "инновация";

2. Дать характеристику особенностей инновационной деятельности;

3. Проанализировать проблемы инновационного управления.

1. Сущность понятия "инновация"

В начале ХХ века зародилась новая область научных знаний - инноватика, изучающая особенности и закономерности инновационного предпринимательства. Предметом современной инноватики является создание, освоение, распространение и использование новшеств (новых технических решений). Этот процесс получил название инновационного процесса. Результатом инновационного процесса выступает инновация.

Данный термин был введён в теорию инноватики одним из её основоположников Йозефом Алоизом Шумпетером (1883 - 1950), который утверждал, что инновация - новое приложение научных и технических знаний, приводящее к успеху на рынке.

Анализ теоретических положений Й. Шумпетера, содержащихся в его работе "Теория экономического развития", Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В.С. Автономова. - М.: ЭКСМО, 2007. - С. 112. позволил сделать вывод о том, что модернизация и инновация сферы управления есть процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных преобразований, в результате которых возникает новое состояние экономической системы, поэтому модернизацию как результат деятельности необходимо рассматривать с трёх позиций.

Во-первых, инновация - это результат интеллектуальной деятельности, выраженный в практическом применении новейших достижений науки, техники и творчества с целью повышения эффективности какого-либо процесса независимо от области его применения.

Во-вторых, инновация - это процесс реализации и внедрения новшеств в различные сферы деятельности. Иными словами, модернизация - это такой общественный технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, на прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Пер. с венг. /общ. ред. и вступ. Б.В. Сазонова. - М.: Прогресс, 1990. - С. 83.

Такое понимание инновации позволяет сделать вывод, что на инновации распространяются основные законы функционирования рыночной среды: существует спрос, предложение, применимы категории эффективности, конкуренции и прочие атрибуты рынка. Следовательно, инновация способна сочетать в себе все свойства товара - потребительскую и меновую стоимость, цену, качество и т.д. и соответственно инновация становится товаром лишь при наличии значительных преимуществ по сравнению с существующими товарами, а также при обосновании реальной возможности коммерциализации идеи, и при существовании возможных областей применения.

В-третьих, инновации можно рассматривать как социальное явление, которое в значительной степени определяет отношения того или иного общества к новшеству, к изменению сложившихся устоев, к переходу от одной стадии развития к другой.

На основе рассмотренных позиций инновации в экономической системе рассмотрим определение более широкого понятия - "инновационной деятельности", которое, по мнению автора наиболее точно отражает сущность инновационной деятельности.

Инновационная деятельность - есть целенаправленное, организованное и качественное изменение видов, форм и методов хозяйственной деятельности, обусловленное внешними причинами и внутренними возможностями, связанное с риском и направленное на повышение эффективности достижения целей предприятия. Бараненко С.П., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Инновационный менеджмент. - М.: Центрполиграф, 2010. - С. 38.

Под инновационной деятельностью следует, по нашему мнению, также понимать вид профессиональной деятельности, направленный на практическое освоение результатов интеллектуального труда, реализуемых в форме внедренных в различные области жизнедеятельности нововведений, а также все связанные с этими процессами дополнительные трудовые затраты.

Сущность инноваций также может, проявляется с помощью семи присущих ей черт:

1. Практически во всех определениях присутствуют такие характеристики этого понятия, как управление "нововведениями", "новшествами", "усовершенствованием", "новой техникой", "новым продуктом", "новой технологией" и т.д. Это позволяет выделить в качестве одной из наиболее характерных черт инновационной деятельности её новизну по каким-либо характеристикам, либо абсолютную новизну;

2. Инновации это не просто создание новшества, но новшество впервые внедренное (примененное) на данном предприятии в производственную или иную деятельность (локальная инновация);

3. Инновации представляют собой изменение в продукте, технике, технологии, организации производства, труда и управления;

4. Инновационная деятельность всегда порождается некой конкретной потребностью в усовершенствовании объекта инновационной деятельности и служит удовлетворению этой потребности. Кузнецов Б.Т., Кузнецов А.Б. Инновационный менеджмент. - М.: Юнити-Дана, 2009. - С. 168.

Следовательно, следующей важной характеристикой инноваций является удовлетворение сложившихся индивидуальных, коллективных, общественных потребностей новыми продуктами или способами, либо формирование новых;

5. Инновации принимают экономическую форму новшества, реализованного на практике;

6. Инновационная деятельность должна обеспечивать приростный эффект. Внедрение инноваций приводит к повышению эффективности в сфере её применения, экономии затрат или созданию условий для получения дополнительной прибыли;

7. Инновационная деятельность носит двойственный характер, она представляет собой единство потребительной стоимости и стоимости (эффект имеет стоимостной и полезностный характер).

На основе рассмотренных характеристик инновации обобщим ее сущность. Сущность инновации заключается в том, что она рассматривается применительно к продукту, к технике, технологии, организации, управлению, и имеет целевую функцию и удовлетворяет либо старые потребности, либо формирует новые. Именно полезность и приростной эффект делает инновации привлекательными для вложения финансовых средств, определяет их экономическую сущность.

Таким образом, инновационная деятельность является с одной стороны частью, а с другой стороны неотъемлемым механизмом рыночной системы. Являясь частью рыночной системы, инновационная деятельность служит своего рода поставщиком новых продуктов и технологий на рынок, что позволяет рыночной системе иметь возможность развиваться или изменяться. Поэтому реализация инновационной идеи должно быть тесно связано с законами спроса и предложения, факторами внутренней и внешней среды и современным уровнем развития технологий.

2. Особенности инновационной деятельности

Для полной характеристики инноваций как объекта управления необходимо раскрыть особенности инновационной деятельности и работ, направленных на создание новшеств. Инновации имеют ряд уникальных особенностей, что делает управление ими отличным от руководства другими сферами человеческой деятельности. При этом следует разграничить две группы особенностей: первая группа характерна для инновационной деятельности, вторая - для инноваций (новшеств). Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА - М, 2010. - С. 36 - 37. К первой группе относятся следующие особенности:

• содержа...

Другие файлы:

Управления инновациями на предприятии ООО "Арктик-арена"
Определение понятия управления инновациями. Рассмотрение взаимосвязанных фаз и инструментов инновационного процесса. Подготовка и проведение нововведе...

Организация управления инновациями в городе Москве
Особенности и принципы управления инновациями. Теоретическое обоснование инноваций и анализ их влияния на экономику города. Предпосылки и управление и...

Управление инновационной деятельностью предприятия ОАО "Волга"
Инновации, их экономическая сущность и значение. Структура инновационного процесса. Планирование как функция управления инновациями. Роль инноваций в...

Управление социальными инновациями
Понятие и виды социальных инноваций, их особенности и отличия от материально-технических; современные тенденции развития. Сущность системы управления...

Специфика управления инновациями для повышения конкурентоспособности предприятия
Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия. Конкуренция между товаропроизводителями. Повышение конкурентоспособности продукции. Прог...