Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Планирование и контроллинг активов фирмы

Тип: реферат
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Нематериальные активы предприятия как право на пользование некоторой интеллектуальной собственностью. Анализ способов формирования валовых активов. Амортизация как систематическое распределение стоимости актива на протяжении срока его полезной службы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Ведение

нематериальный актив интеллектуальный собственность

Любое предприятие, независимо от его размеров, сталкивается с необходимостью планирования своих доходов и расходов. Для поддержания, а тем более развития бизнеса непрерывно требуются средства, чтобы профинансировать расходы на зарплату, материалы, товары, другие прямые и накладные расходы. Доходы от грамотно и эффективно ведущегося бизнеса, как правило, превышают расходы, но основная проблема финансирования любого предприятия заключается в запаздывании доходов относительно расходов. Расходы необходимо произвести сейчас, а доходы, ради извлечения которых эти расходы производятся, будут получены только в будущем, часто весьма отдаленном. Кроме того, предприятию просто может не хватать собственных доходов. Это происходит, например, при растущем бизнесе, и для финансирования роста необходимо непрерывное привлечение и обслуживание заемных средств.

Итак, первой задачей является необходимость планирования потребностей в финансировании. Потребность в решении комплекса этих сложных проблем приводит руководство предприятия к необходимости и желанию заняться финансовым планированием, то есть, в первую очередь, построить Бюджет доходов и расходов (БДР). Затем, построив графики выплат кредиторам и графики инкассации поступлений, сформировать Бюджет движения денежных средств (БДДС) как детальный график денежных выплат и поступлений во времени. Формирование финансовых бюджетов является заключительным этапом процесса бюджетирования и планирования на предприятии. Капитал в денежной форме представляет пассивы фирмы, а в производительной форме -- активы фирмы. Активы отражают в стоимостном денежном выражении все имеющиеся у фирмы материальные, нематериальные (интеллектуальная собственность) и денежные ценности и имущественные права с точки зрения их состава и размещения или инвестирования. Пассивы отражают источники образования имеющихся у фирмы средств, их назначение, принадлежность и обязательства по платежам. Таким образом, активы -- это имущество фирмы, а пассивы -- денежные средства, за счет которых сформировано это имущество.

Актив означает деятельный. Активы предпринимательской фирмы можно классифицировать на основе различных признаков.

Активы предприятия

Активы предприятия -- это состоящее из финансовых, материальных и невещественных активов имущество предприятия.

Материальные активы предприятия имеют вещественную форму. Это находящиеся в собственности предприятия сооружения производственного и непроизводственного назначения, жилые и административные здания, земля, производственное оборудование и механизмы, запасы материалов, сырья и топлива и так далее.

Финансовые активы предприятия -- это принадлежащие предприятию финансовые инструменты: финансовые вложения, дебиторские задолженности, денежные активы в различных валютах, кассовая наличность, ценные бумаги, страховые полисы и так далее.

Нематериальные активы предприятия -- право на пользование некоторой интеллектуальной собственностью, включая торговую марку, логотип, патенты на изобретения и так далее.

В соответствии с характером участия активов в производственном цикле выделяют оборотные и внеоборотные активы.

Оборотные активы в течение одного цикла производства расходуются полностью, обеспечивая операционную деятельность компании.

Внеоборотные активы предприятия участвуют в нескольких производственных циклах, пока вся их стоимость не будет перенесена на производимую продукцию.

Различные источники формирования активов позволяют выделять активы чистые и валовые. Валовые активы формируются за счет как собственного, так и заемного капитала, чистые активы -- только за счет собственного.

Активы предприятия делятся на различные группы и по некоторым другим критериям: по праву собственности (собственные и арендуемые) и степени ликвидности (абсолютно ликвидные; высоколиквидные; слаболиквидные и неликвидные).

Рис.

По форме функционирования выделяют материальные, нематериальные и финансовые активы. Материальные активы -- это активы, имеющие материальную форму, например здания, сооружения, машины и оборудование, сырье и материалы и т.п. Нематериальные активы не имеют материальной (вещной) формы, но они также принимают участие в процессе производственной деятельности, осуществляемой фирмой. Финансовые активы характеризуют различные финансовые инструменты, принадлежащие фирме:

· денежные активы в национальной и иностранной валюте;

· дебиторская задолженность;

· краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения.

По характеру участия в производственном цикле выделяют активы оборотные (текущие) и внеоборотные. Оборотные активы обслуживают операционную деятельность фирмы и полностью потребляются в течение одного производственного цикла. Внеоборотные активы многократно участвуют в процессе хозяйственной деятельности, т.е. в нескольких производственных циклах, до тех пор, пока полностью не перенесут свою стоимость на производимую продукцию.

В зависимости от источников формирования выделяют валовые и чистые активы. Валовые активы представляют собой всю совокупность активов фирмы, сформированных за счет собственного и заемного капитала. Источником же формирования чистых активов является только собственный капитал. В зависимости от права собственности фирмы на активы они делятся на собственные, находящиеся в постоянном владении фирмы на праве собственности, и арендуемые, находящиеся во временном владении фирмы на праве аренды (лизинга). Контролинг как инструмент управления предприятием/Н.Г. Данилочкина - М.: Аудит, 1998

По степени ликвидности, т.е. по скорости превращения в денежную форму, активы подразделяются на:

· абсолютно ликвидные (денежные активы фирмы);

· высоколиквидные (краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность);

· среднеликвидные (запасы готовой продукции, дебиторская задолженность и др.);

· слаболиквидные (внеоборотные активы, долгосрочные финансовые вложения);

· неликвидные (безнадежная дебиторская задолженность, убытки и т.п.).

Планирование баланса предприятия

Основной целью планирования баланса активов предприятия является обеспечение рациональной сбалансированности его активов (средств), т.е. обеспечение соответствия активов источникам финансирования по их природе, срокам и цене (доходности).

В основе планирования (и проектирования) баланса активов лежат предполагаемые активные операции предприятия, то есть операции по переработке ресурсов. Например, производство продукции, работ и услуг. осуществление торговых операций. операций с финансовыми активами и др. Эти операции, вытекающие из целей и стратегии предприятия в той сфере бизнеса, в которой оно функционирует или намерено функционировать, отражаются в некоторой производственно-сбытовой программе, включающей в себя планируемые текущие операции, и в соответствующей программе капиталовложений. включающей в себя планируемые операции с внеоборотными активами.

Производственно-сбытовая программа определяет технологическую потребность предприятия в оборотных активах, т.е. натурально-вещественную и стоимостную их структуру. Диалогичным образом программа капиталовложений формирует необходимую натурально-вещественную и стоимостную структуру внеоборотных активов. Сопоставление необходимых для осуществления планируемой деятельности оборотных и внеоборотных активов с соответствующими активами, уже имеющимися у предприятия, определяет состав необходимых изменений в структуре активов предприятия. Необходимые оборотные и внеоборотные активы определяют размеры и структуру суммарных активов предприятия.

Определенные таким образом суммарные активы, требуемые для осуществления планируемой деятельности, формируют потребность предприятия в источниках финансирования. При этом, как уже отмечалось выше, структура источников финансирования, характеризуемая природой источников, сроками их использования и ценой обслуживания, для обеспечения финансовой устойчивости предприятия должна соответствовать структуре и доходности активе!

Основные принципы и правила формирования источников финансирования активов предприятия требуют отдельного рассмотрения, в этой связи ограничимся констатацией того. Что именно в результате анализа и проектирования баланса активов, при определении необходимых изменении в собственных источниках финансирования формируется ориентир по величине капитализации прибыли - главный параметр при планировании доходов и расходов предприятия.

Оценка активов предприятия

Оценка активов предприятия осуществляется на базе мероприятий по юридической экспертизе прав и финансового анализа, а также заранее подготовленной отчетности для прогноза развития. Результатом оценки активов предприятия является рекомендуемая стоимость активов, по которой может быть совершен переход прав на собственность.

Традиционный способ оценки активов предприятия -- в основе цена приобретения или же производственная себестоимость за вычетом амортизационных отчислений. Таким образом, при повышении стоимости...

Другие файлы:

Контроллинг - система управления предприятием
Актуальность темы. Контроллинг это система управления достижением конечных целей фирмы. Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает...

Мониторинг и контроллинг принятого решения
Эффективность управленческого решения. Стратегический и оперативный контроллинг. Система поддержки принятия решений. Принятие управленческих решений....

Планирование маркетинга - основа планирования деятельности предприятия
Система планирования маркетинга. Планирование в системе маркетинга. Планирование целей и стратегии. Стратегическое планирование. План развития хозяйст...

Стратегическое планирование
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(составляется на 10 лет)I. ЦЕЛЬ ФИРМЫII. СТРАТЕГИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОРТФЕЛЯ ФИРМЫIII. СТРАТЕГИЯ РОСТА ФИРМЫЦЕЛИ ФИРМЫ1. Крат...

Контроллинг в системе менеджмента
Контроллинг, его определение, концепция, система, сущность, содержание и место в системе менеджмента на предприятии. Контроллинг как функция управлени...