Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Оценка экономической устойчивости предприятия и разработка мероприятий по ее повышению

Тип: дипломная работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Разработка методики бенчмаркинга как особого направления стратегического анализа. Анализ платежеспособности и ликвидности. Прогнозирование банкротства предприятия по модели Альтмана. Разработка мероприятий по повышению экономической устойчивости.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оценка экономической устойчивости предприятия и разработка мероприятий по ее повышению

1. Сущность экономической устойчивости

1.1 Значение экономической устойчивости

Экономическая устойчивость предприятия - это обобщающий показатель его деятельности, который формируется в процессе производства и продажи продукции и зависит от его производственной устойчивости и финансово-коммерческой устойчивости.

Производственная устойчивость - это стабильность производства, гарантированная обеспеченностью заказами, высоким техническим уровнем производства, прогрессивными технологическими процессами, эффективностью использования основных и оборотных фондов, рациональной системой организации производства и труда, оптимальной системой управления производством. На производственную устойчивость оказывают влияние потенциал предприятия и результаты его производственной деятельности.

Рост потенциала предприятия зависит от роста его технического уровня, прогрессивности основных производственных фондов и эффективности их использования, от внедрения инвестиций, инноваций и новых технических и организационных решений.

На рост эффективности производственной деятельности предприятия оказывают влияние:

· оптимальная структура и ассортимент выпускаемой продукции, уровень прогрессивности и качества изделий, их обновление, степень сертификации и экспортизации;

· оптимальная структура кадров: высокий уровень квалификации, стабильность кадров, максимальное использование рабочего времени, рост производительности труда, рациональное использование фонда оплаты труда, снижение непроизводительных выплат и доплат;

· снижение затрат на производство продукции.

Финансово-коммерческая устойчивость - это отражение стабильного превышения доходов над расходами предприятия, обеспечивающего свободный оборот его денежных средств. Это такое состояние процесса формирования и использования финансовых ресурсов предприятия, которое обеспечивает его развитие на основе увеличения прибыли и стоимости капитала при сохранении соответствующего уровня платежеспособности и кредитоспособности.

На показатели финансово-коммерческой устойчивости предприятия оказывают влияние результаты:

· эффективности хозяйствования, выражающиеся в росте прибыли и рентабельности предприятия;

· финансовой деятельности, предопределяющие стабильность финансового состояния, нормальную финансовую устойчивость, платежеспособность, кредитоспособность, ликвидность баланса и активов баланса, рыночную устойчивость, деловую активность, высокую рейтинговую оценку, высокий коэффициент устойчивости экономического роста [12, С. 12-14].

1.2 Цель, задачи и инструменты экономической устойчивости

Процесс проведения оценки экономической устойчивости на предприятиях осуществляется поэтапно. Во время подготовительного этапа определяется необходимость проведения оценки экономической устойчивости. Экономическая устойчивость предприятия оценивается в следующих случаях:

1. При создании нового перспективного направления деятельности,

2. При изменениях в существующих видах деятельности с целью повышения их конкурентоспособности.

3. При повышении эффективности деятельности предприятия,

4. При запросе потенциальных инвесторов,

5. При закрытии неперспективных видов деятельности.

Объектом оценки экономической устойчивости является экономическая деятельность предприятия, связанная с внешней средой: потенциальными заказчиками, поставщиками, конкурентами и государственными органами. Субъектом оценки экономической устойчивости является то предприятие, которое подвергается анализу.

Основная цель проведения оценки экономической устойчивости - это повышение экономической устойчивости субъекта оценки на основе изучения потребностей общества, рынка, анализа конкурентов и экономической деятельности предпринимательских структур, обработки полученных результатов и создание плана практических мероприятий как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

При проведении анализа экономической устойчивости решаются следующие задачи:

- определяются потребности общества и рынка, реализуемые субъектом и его конкурентами;

- выделяются факторы, влияющие положительно и отрицательно на субъект оценки;

- определяются различные виды резервов, которые в дальнейшем можно будет использовать для повышения экономической устойчивости предприятия;

- на основании выявленных резервов формируется план по повышению экономической устойчивости.

С учетом того, что причины неустойчивого положения современных организаций находятся внутри их, то для того, чтобы гарантировать устойчивое развитие предприятия, целесообразно осуществлять деятельность по повышению экономической устойчивости предприятия в следующих направлениях:

- обеспечение ориентации на рынок и конкуренцию;

- повышение управляемости и гибкости организационной структуры;

- создание механизмов снижения риска потерь;

- повышение инвестиционной и инновационной активности;

- обеспечение прибыльности;

- снижение издержек;

- поддержание ликвидности и др.

Инструментами управления, позволяющими обеспечить достижение поставленных целей, устойчивого развития и функционирования современных предприятий, являются:

1. Мониторинг деятельности предприятия, цель которого - исследование, оценка и сообщение руководителям и / или собственникам предприятия сведений об адекватности и эффективности функционирования подразделений; обеспечение своевременного выполнения финансовых и договорных обязательств анализируемого предприятия; прогнозирование экономического развития этого предприятия. Функциями и задачами мониторинга являются: подготовка аналитической информации, необходимой для принятия рациональных и своевременных управленческих решений, объективная оценка результатов хозяйственной деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений, анализ факторов, влияющих на результат функционирования предприятия, выявление внутренних резервов производства, экономическое обоснование инвестиционных проектов [18, С. 146].

2. Управленческий учет, цель которого - предоставление полного комплекса фактических, плановых и прогнозных данных о характеристиках функционирования предприятия как экономической и производственной единицы, включая предоставление данных по предприятию в целом, а также в разрезе структурных и производственных подразделений, центров ответственности.

3. Бюджетирование, цель которого - обеспечение производственно-коммерческого процесса необходимыми как по структуре, так и по объему денежными ресурсами; повышение эффективности управления денежными средствами современного предприятия. Функциями и задачами бюджетирования являются: установление объектов бюджетирования, разработка системы бюджетов, расчет показателей бюджетов, определение необходимого объема денежных ресурсов, расчет величины внешнего и внутреннего финансирования, выявление резервов для их дополнительного привлечения, прогноз доходов, расходов предприятия.

4. Контроллинг, его целью является создание системы управления текущими целями предприятия, принятие своевременных решений по оптимизации деятельности предприятия. Функциями контроллинга выступают: планирование инвестиций, финансовое планирование, внутренний контроль, организация информационных потоков, координация бизнес-процессов, выработка рекомендаций для принятия решений.

5. Маркетинг, цель которого формирование образа продукции (работ, услуг) и самого предприятия, выработка отличительного преимущества.

6. Логистика, ее целью выступает планирование, организация, управление и контроль движения материальных и информационных потоков. [6, С. 5-7].

1.3 Виды экономического анализа

В аналитической практике используются разнообразные виды экономического анализа в зависимости от сроков проведения, объектов и субъектов, содержания аналитических программ и других признаков. В таблице 1 представлены виды анализа в соответствии с их классификационным признаком.

Таблица 1. Типология видов прикладного экономического анализа

Классификационный признак

Вид анализа

1

2

Объекты управления

Технико-экономический; финансово-экономический; социально-экономический; управленческий; маркетинговый; экономико-статистический; экономико-экологический и т.п.

Субъекты управления и заинтересованные лица его проведения

Анализ, проводимый руководством, функциональными службами; собственниками; поставщиками; покупателями; кредитными организациями; аудиторскими фирмами; агентствами по финансо...

Другие файлы:

Проект мероприятий по повышению финансовой устойчивости предприятия ООО "Электрострой"
Анализ условий развития ООО "Электрострой". Исследование организационно-управленческих, финансово-экономических и инженерно-технологических показателе...

Разработка мероприятий по повышению финансовой устойчивости предприятия
Сущность и значение финансовой устойчивости в деятельности предприятия. Методика анализа финансовой устойчивости предприятия. Структура органов управл...

Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО "Ультра-Омск"
Методы управления конкурентоспособностью предприятия, ее оценка на примере ООО "Ультра-Омск". Анализ конкурентных позиций предприятия. Разработка меро...

Оценка, результаты финансовой работы на предприятии
Сущность финансового состояния предприятия. Оценка показателей ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, динамики оборачиваемости и ре...

Анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости предприятия
Сущность, понятия, цели и задачи финансовой устойчивости предприятия, факторы влияния на данный показатель, направления и этапы проведения его анализа...