Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Особенности управления организацией

Тип: реферат
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Понятие организации и ее основные виды. Сравнительная характеристика типов организационных структур управления: функциональной, линейно-функциональной, дивизиональной, матричной. Положения о подразделениях управления и их должностные инструкции.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

24

Содержание

Введение

1. Понятие организации и организационной структуры

2. Типы организационных структур управления

3. Сравнение структур управления

4. Положения о подразделениях управления и должностные инструкции

5. Совет директоров как орган управления акционерной компанией

6. Практика управления крупной зарубежной фирмой

Заключение

Список литературы

Введение

Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности.

Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать его общие законы, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).

Для определения реального значения, роли и места организационных инструментов в деятельности менеджера на промышленном предприятии необходимо в качестве исходного положения обратится к понятию «организационная культура руководителя». В структуре деловой квалификации профессионального менеджера наряду с общей, экономической, правовой, технической, информационной, психолого-педагогической культурой, навыками, умениями, опытом, важную роль играет организационная культура. Среди критериев оценки руководителей производства решающее значение имеют организаторские качества, уровень организационной культуры, который отражает степень знаний теории организации управления, методов организаторской работы, опыт руководства людьми, умение осуществлять разнообразные организационные процедуры, составляющие значительный удельный вес в структуре рабочего времени хозяйственного руководителя. В практическом плане это означает свободное владение технологией организаторской работы.

Организаторская работа относится к творческим видам умственного труда. Зрелость организатора проявляется, в частности, в том, что он не выступает в роли механического исполнителя, а проявляет творчество, способности, знания, самостоятельность. Ведь каждому из них приходится сталкиваться с разнообразнейшими ситуациями, в которых необходимо принять верное решение.

1. Понятие организации и организационной структуры

Организация - пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Организация обладает следующими общими признаками: - определение ее характера кадрами и менеджером; - объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно; - сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте; - определенная, зависящая от процесса гибкость, обеспечивающая функционирование системы в изменяющихся условиях; - единство рабочих процессов и процессов управления, как результат разумного разделения труда.

Организация - единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы.

Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.

Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано на: - подпроцессы промышленного производства; - изготавливаемые изделия; - пространственные производственные условия.

Организационная структура регулирует: - разделение задач по отделениям и подразделениям; - их компетентность в решении определенных проблем; - общее взаимодействие этих элементов.

Тем самым фирма создается как иерархическая структура.

Основные законы рациональной организации: - упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса; - приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование «поля решения» и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи); - обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за «процесс»); - короткие пути управления; - баланс стабильности и гибкости; - способность к целеориентированной самоорганизации и активности; - желательность стабильности циклически повторяемых действий.

На организационную структуру влияют следующие факторы: - размеры предприятия; - применяемая технология; - окружающая среда.

2. Типы организационных структур управления

Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.

Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи: - линейные (административное подчинение), - функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения), - межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления: - линейная; - функциональная; - линейно-функциональная; - матричная; - дивизиональная; - множественная.

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.

Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления (рисунок 15).

Рисунок 15. Функциональная структура управления

Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители

На рисунке 15 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).

В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.

Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рисунок 16).

Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рисунке 16 функциональные начальники составляют штаб директора).

Рисунок 16. Линейно-функциональная структура управления

Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные подразделения; ОП - подразделения основного производства.

Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рисунке 17. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.

Рисунок 17. Дивизиональная структура управления

Матричная структура (рисунок 18, 19) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.

Рисунок 18. Матричная структура управления, ориентированная на продукт

Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.

Рисунок 19. Матричная структура управления по проектам

3. Сравнение структур управления

Анализ достоинств и недостатков структур управления позволяет найти критерии их оптимального использования.

Линейно-функциональная система обеспечивает, начиная со второго уровня иерархии, деление задачи управления «по функциям». Штабы могут создаваться в центральн...

Другие файлы:

Гендерные особенности управления организацией на примере ОАО "Томское пиво" г. Томск
Сущность, особенности управления организацией мужчиной и женщиной. Зависимость стиля руководства от пола. Социальный контекст гендерных аспектов менед...

Система управления на предприятии "Алгоритм"
Система управления организацией с позиции системного подхода. Иерархия управления в организации. Субъекты и объекты управления. Структура управления о...

Бюджетное управление организацией
Бюджетное управление как метод финансового управления организацией, предпосылки его эффективности, инструменты, сущность, особенности, преимущества. Б...

Система управления туристической фирмой ООО "К"
Организационная структура управления организацией. Инвестиционные проекты, анализ финансовых результатов. Организация производства и обслуживания клие...

Особенности корпоративного управления организацией
Сущность корпоративного управления. Сравнительный анализ англо-американской, немецкой и японской моделей корпоративного управления. Особенности и прин...