Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Основы менеджмента

Тип: лекция
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Сущность, цели и задачи менеджмента. Природа и состав функций менеджмента. Организационные отношения. Основные методы управления. Информация и коммуникация в управлении. Прогнозирование и планирование как функция менеджмента. Управленческие решения.
Краткое сожержание материала:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таганрог 1997

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

1.1. Предмет курса

1.2. Производственный процесс - основа деятельности фирмы

1.3. Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка

1.4. Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера

2. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА

2.1. Сущность менеджмента

2.2. Основное содержание общих целей и ограничений

2.3. Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы

2.4. Этика и культура фирмы

2.5. Основные принципы и цели деятельности конкретной фирмы

2.6. Задачи и этика поведения профессиональных менеджеров

2.7. Иерархия управления

3. ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

3.1. Понятие и классификация функций управления

3.2. Основное содержание конкретных функций управления фирмой

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

4.1. Понятие организации и организационной структуры

4.2. Типы организационных структур управления

4.3. Сравнение структур управления

4.4. Положения о подразделениях управления и должностные инструкции

4.5. Совет директоров как орган управления акционерной компанией

4.6. Практика управления крупной зарубежной фирмой

5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

5.1. Экономические методы управления

5.2. Организационно-распорядительные методы управления

5.3. Социально-психологические методы управления

5.4. Мотивация исполнителя

6. ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

6.1. Содержание процесса управления

6.2. Место решения в процессе управления

6.3. Структура и процесс принятия решения

6.4. Распределение полномочий на принятие решений

6.5. Риск при принятии решений

6.6. Математический инструментарий принятия решения

7. ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ

7.1. Понятие и значение информации и коммуникации

7.2. Критерии проектирования информационных и коммуникационных систем

7.3. Информационные технологии в интересах принятия управленческих решений

8. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

8.1. Место планирования и прогнозирования в менеджменте

8.2. Обзор техники и видов планирования

8.3. Система прогнозов и планов фирмы

8.4. Методы разработки и объекты прогнозов на уровне предприятия (фирмы)

8.5. Экстраполяционное прогнозирование

8.6. Роль нормативов в планировании

8.7. Комплексный подход к разработке производственной программы предприятия

8.8. Практика планирования и прогнозирования в зарубежных фирмах

9. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

КАК СТАДИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

9.1. Стратегия и практическая деятельность фирмы

9.2. Выделение ключевых результатов деятельности отдельных менеджеров

9.3. Роль ответственности в процессе управления

9.4. Координация и регулирование в процессе управления по ситуациям

9.5. Методы и техника управления, применяемые при координации и регулировании

10. КОНТРОЛЬ, УЧЕТ, АНАЛИЗ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ

10.1. Понятие и виды контроля

10.2. Процесс контроля и выбор варианта форм контроля

10.3. Типы систем контроля

10.4. Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле

10.5. Понятие и задачи учета на предприятии

10.6. Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности предприятия

11. ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЮ И ЭФФЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

11.1. Содержание работы руководителя

11.2. Стиль управления

11.3. Эффективность стиля управления

12. ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ

12.1. Основные тенденции развития мирового рынка

12.2. Влияние характера изменений мирового рынка на деятельность фирмы

12.3. Методы управления, применяемые фирмами при различных уровнях нестабильности рынка

13. ВЫБОР И ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ФИРМЫ НА РЫНКЕ

13.1. Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ)

13.2. Жизненный цикл товара

13.3. Матричная техника оценки портфеля диверсифицированной фирмы. Матрица БКГ

13.4. Оценка привлекательности СЗХ

13.5. Оценка конкурентного статуса фирмы (КСФ)

13.6. Матрица фирмы "Дженерал Электрик"

14. УПРАВЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЕМ СЗХ ФИРМЫ

14.1. Балансировка набора СЗХ

14.2. Стратегическая гибкость фирмы

14.3. Оценка синергизма набора СЗХ

14.4. Комплексная оценка набора СЗХ

15. РОЛЬ НИОКР В МЕНЕДЖМЕНТЕ ФИРМЫ КАК СУБЪЕКТА РЫНКА

15.1. Соотношение типов технологий и менеджмента в фазах жизненных циклов продуктов

15.2. Взаимоотношения сфер НИОКР и общего руководства фирмы 83

15.3. Оценка КСФ в области НИОКР

15.4. Общее влияние технологии на стратегию фирмы и ее конкурентный успех

16. УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЕЙ БИЗНЕСА

16.1. Основные этапы интернационализации бизнеса

16.2. Выбор оптимальной формы интернационализации бизнеса

16.3. Особенности международной деятельности фирм в современных условиях

17. ИCСЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

17.1. Анализ и синтез организационных структур управления

17.2. Основные режимы деятельности фирмы и стили ее организационного поведения

17.3. Анализ структуры управления фирмы

17.4. Алгоритм определения предпочтительной организационной структуры управления диверсифицированной фирмы

17.5. Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе и синтезе системы управления

17. 6. Диагностика работы предприятия

18. ФИРМА И ОБЩЕСТВО

18.1. Роль фирмы в современном обществе

18.2. Стратегия отношений фирмы с обществом

18.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

ЛИТЕРАТУРА

  1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

1.1. Предмет курса

Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности.

Обычно такая деятельность осуществляется в некоторых организациях (предприятиях, фирмах и т. д.), созданных с этой целью.

Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).

Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), что показано на рис. 1.

 

Рис. 1. Кольцо управления

Американское определение менеджмента - "делать что -либо руками других". Наш предмет должен дать общую концепцию управления, точно определить место и взаимосвязь его отдельных фаз, а также дать практические навыки управления.

Любое управление происходит внутри некоторой организации. При этом управляют: созданием этой организации, взаимодействием ее частей, производственным процессом, развитием организации, ее взаимоотношениями с другими субъектами рыночной среды.

Вне зависимости от уровня управления разделение труда неминуемо ведет к реализации принципа: "кто производит - не управляет, кто управляет - не производит ".

Если у Вас нет подчиненных и Вы...

Другие файлы:

Принципиальные основы менеджмента
Принципиальные основы глобального менеджмента. Основные задачи международного менеджмента. Процесс управления, характеристика его функций и этапов осу...

Основы менеджмента
Этапы развития теории и практики менеджмента. Менеджмент: управление в условиях рынка. Классическая поведенческая школа управления. Шесть видов деяте...

Менеджмент – современная система управления. Методологические основы менеджмента
Понятие, цели и задачи менеджмента, его современные парадигмы. Концепции и принципы менеджмента, научные подходы. Определение сущности и роли управлен...

Основы менеджмента
Менеджмент как наука, искусство и практика управления. Возникновение и основные этапы (школы) развития научного менеджмента. Понятие и значение функци...

Менеджмент. Краткий курс.
СПб.: Питер, 2000. — 160 с. (Серия «Краткий курс») Настоящее учебное пособие разработано на базе курсов «Менеджмент», «Основы менеджмента...