Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Организационные системы управления

Тип: дипломная работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Сравнительная характеристика иерархических и органических видов организационных систем управления. Миссия, цели, функции и процесс управления организацией. Критерии оценки эффективности организационных решений. Типы организации по Л. Консалтину.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

33

Размещено на

Организационные системы (структуры) управления (ОСУ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Основные понятия ОСУ

1.1 Ключевые понятия ОСУ

1.2 Централизация и децентрализация

1.2.1 Централизованные ОСУ

1.2.2 Децентрализованные ОСУ

1.3 Основные принципы ОСУ

2. Схема организационной структуры по Г. Минцбергу

3. Виды ОСУ. Их достоинства и недостатки

3.1 Иерархические ОСУ

3.1.1 Линейная ОСУ

3.1.2 Линейно-функциональная ОСУ

3.1.3 Дивизиональные ОСУ

3.1.4. Другие виды иерархических ОСУ

3.2 Органическая ОСУ

3.2.1 Проектная (программно-целевая) ОСУ

3.2.2 Матричная ОСУ

3.3 Структуры современных корпораций

3.3.1 Унитарная ОСУ

3.3.2 Холдинговая ОСУ

3.3.3 Малтидивизиональная ОСУ

4. Критерии классификации ОСУ

4.1 Типы организации по Л. Консалтину

4.1.1 «Закрытая» организация

4.1.2 «Случайная» организация

4.1.3 «Открытая» организация

4.1.4 «Синхронная» организация

4.2 Перспективные формы организации

4.2.1 Эдхократические организации

4.2.2 Многомерные организации

4.2.3 Партисипативные организации

4.2.4 Сетевые организации

4.2.5 Виртуальные организации

4.3 Основные конфигурации ОСУ по Г. Минцбергу

5. Процесс формирования ОСУ

5.1 Миссия, цели, функции и процесс управления организацией

5.1.1 Миссия организации

5.1.2 Постановка цели (целей) организации

5.1.3 Функции процесса управления

5.1.4 Процесс управления

5.2 Переход от целей организации к ее структуре

5.3 Особенности процесса формирования ОСУ

5.3.1 Необходимость формирования ОСУ

5.3.2 Основные требования к ОСУ

5.3.3 Системность подхода к формированию ОСУ

5.3.4 Факторы, влияющие на формирование ОСУ

5.4 Методы проектирования ОСУ

5.4.1 Метод аналогий

5.4.2 Экспертно-аналитический метод

5.4.3 Метод структуризации целей

5.4.4 Метод организационного моделирования

5.5 Процесс проектирования ОСУ

5.6 Органиграммы

6. Оценка эффективности организационных решений

6.1. Критерии оценки

6.2. Показатели, используемые при оценке

6.3. Причины патологий ОСУ

7. Корректировка ОСУ

7.1. Причины корректировки ОСУ

7.2. Анализ и корректировка ОСУ

Заключение

Литература

Введение

Каждый человек в течение всей своей жизни, так или иначе, связан с организациями. Нет организаций без людей, также как и нет людей, которым не приходилось иметь дело с организациями.

Организация - это сложный организм. В нем уживаются и переплетаются между собой интересы личности и групп, ограничения и стимулы, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организации есть облик, традиции, культура и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют свои ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным в начале своего пути целям. Они погибают, когда не способны справиться со своими задачами. Не понимая сущности организации и не зная закономерностей ее развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Для чего организации нужны, как они создаются и развиваются, на каких принципах строятся, как и почему изменяются, какие возможности открывают, почему их участники действуют так, а не иначе - ответы на эти вопросы призвана дать теория организации, которая опирается на обобщение всего, в том числе и новейшего, мирового опыта.

Организационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффективным формам организации и управления, которые построены на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ. Конкуренция продуктов и услуг стала, по сути, конкуренцией организаций, используемых ими форм, методов и мастерства управления. Традиции централизованной типизации всех структурных построений, массовое распространение и многолетние использование одних и тех же организационных схем, пригодных лишь для определенных условий или чрезвычайных обстоятельств, жесткая формализация внутренних и внешних отношений соподчиненности, несвобода всех нижестоящих звеньев породили стереотип организационной скованности и консервативного мышления.

Сущность организации не может быть сведен лишь к формальным структурам или потокам информации, либо к механическому взаимодействию или исполнению команд. Упрощенный подход к функционированию организации, однобокостью в интерпретации ее базисных элементов и свойств не позволяют в полной мере использовать их потенциал. Наряду с классическими экономическими критериями оценки деятельности организаций, основанными на измерении эффективности использования ресурсов, на первый план выходят «неосязаемые» измерители, такие как интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, социальная прибыль, организационная культура. Во многих случаях такие критерии лучше свидетельствуют о будущих результатах, чем традиционные финансовые показатели.

Уже в начале ХХІ века сотрудничество и кооперация парадоксальным образом начинают доминировать над конкуренцией, дают более весомые стратегические преимущества, чем конкурентная борьба. Расширяются рыночные ниши и востребованность малых и средних форм бизнеса - гибких, чутко реагирующих на изменение потребительского спроса. Появляются новые формы организации крупномасштабного производства и распределения - стратегические, круговые, сетевые, интеллектуальные, обучающиеся, виртуальные, глобальные организации. В условиях стремительного развития техники и технологии производства, динамичных изменений потребительских свойств продуктов, услуг, беспрецедентного роста коммуникаций и взаимозависимостей в управлении принципиальную важность приобретает стремление к организационным переменам и инновациям как к возможности препятствовать застою и обеспечивать эффективное использование всех имеющихся ресурсов. Главным источником всех этих возможностей становится управление, деятельность, компетентность и предприимчивость руководителей. Создавать условия для этого должна рационально построенная организация.

Все вопросы, связанные с рациональным построением работы предприятия, изучает предмет «теория организации». И одно из главных мест в изучении данного предмета занимают изучение организационных структур управления, их устройство и другие их аспекты. О них и будет рассказано в данной работе более подробно.

1. Основные понятия ОСУ

Под организационной системой управления (ОСУ) понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого.

1.1 Ключевые понятия ОСУ

Ключевыми понятиями ОСУ являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия.

Элементы

Элементами могут являться как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие, выполняющие определенную функцию управления), так и отдельные органы управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности - отделы, службы и т.д. Существуют два направления специализации элементов структуры управления:

а) в зависимости от состава структурных подразделений предприятия вычленяются отдельные звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, финансовую деятельность и пр.

б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие труд, производство и управление, контролирующие все процессы в организации.

В рамках структуры протекает управленческий процесс, между элементами которого разделены функции и задачи управления. С этих позиций системы управления является формой разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на достижение целей.

Уровни

Уровень - это ряд горизонтальных связей, или слой, наделенный определенными схожими по важности полномочиями. Так, если в организации два уровня, то подразумевается создание верхних звеньев управления (руководи...

Другие файлы:

Организационные аспекты управления персоналом
История развития понятия и организация системы управления персоналом на предприятии. Факторы воздействия на работников (иерархическая структура, социа...

Организационные структуры управления
Организационные структуры управления: понятия, принципы создания, виды (с чертежами), их преимущества и недостатки. "Отец" современного менеджмента. А...

Организация системы управления на современном машиностроительном предприятии
Выбор тех или иных форм и методов управления машиностроительным предприятием, построение организационной структуры управления связан, прежде всего, с...

Управление стрессами. Виды структур управления организацией
Природа стресса, его организационные и личностные факторы. Шкала оценок социальной адаптации. Роль менеджера в снижении уровня стресса. Механические и...

Анализ деятельности организации ООО "СкайЛоджистик" и ее системы управления персоналом
Организационные, финансовые и социально-психологические аспекты управления персоналом. Анализ в организации кадрового и делопроизводственного обеспече...