Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Организационная культура и государственная служба

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Понятие культуры организации, ее носители и ценностные ориентации. Типология организационных культур (субъективная и объективная). Основные стратегии, критерии и приоритеты выбора оптимальной организационной культуры на примере государственной службы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • Общее понятие и сущность культуры организации
  • Типология организационных культур
  • Стратегии, критерии и приоритеты выбора оптимальной организационной культуры на примере организационной культуры государственной службы
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы

Введение

Проблема культуры все настойчивее заявляет о себе в нашей жизнедеятельности. Культура отношений, национальная культура, культура производства, культура экономики, культура власти и т.д.

Уровень культуры, к какой бы сфере жизни мы ее не отнесли, во многом, если не в основном, связан с тем, как организовано дело и каков его результат. Экономия энергии и времени, максимизация информации - реализация этих и других базисных законов эффективной деятельности всецело зависит от уровня организации ее культурного измерения. Каково самочувствие человека в процессе его социальной деятельности и каково влияние результатов его труда на самочувствие других людей - все это производное культуры организации как процесса благоустройства жизни.

Таким образом, организация - это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что по их мнению хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе.

Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.

Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Управление не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может в свою очередь оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры. Для этого руководители должны уметь анализировать организационную культуру и оказывать влияние на ее формирование и изменение в желательном направлении.

Однако многие руководители по-прежнему недооценивают организационную культуру. Современное управление пока мало соответствует передовой организационной культуре и еще мало зависит от нее. Встает задача научить руководителей анализировать организационную культуру и распространять ее влияние на ее формирование и изменение членов организации в желательном направлении.

В отечественной литературе понятие "организационная культура" до начала 90-х годов ХХ века практически не использовалось. В последние годы появились отдельные исследования, посвященные данной проблеме. В работах О.С. Виханского, А.И. Наумова, Л.В. Ивановой, В.Д. Козлова, М.В. Удальцовой анализируется организационная культура производственных организаций и менеджмента, управление этими типами культуры. Проблемы организационной культуры в государственной службе исследуются в коллективной монографии ученых РАГС (Карпичев В.С., Колесников Ю.В., Нечипоренко В.С., Романов В.Л. и др.) Организационная культура государственной службы.М., 2001. . Важные аспекты проблемы затрагиваются также в книге ученых РАГС по проблеме культуры поведения на государственной службе Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. Под ред. Е.В. Охотского. М., 1998. .

Целью выполнения курсовой работы является раскрытие сущности организационной культуры в современной организации и выделение ее основополагающих критериев.

Задачи курсовой работы:

1. Раскрыть общее понятие и сущность культуры организации.

2. Рассмотреть типологию организационных культур.

3. Выявить стратегии, критерии и приоритеты выбора оптимальной организационной культуры на примере организационной культуры государственной службы России.

Курсовая работа состоит из введения, 3 параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Общее понятие и сущность культуры организации

В современной литературе существует много определений понятия организационной культуры. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами. Организационная культура проявляется в отношениях между людьми в организации. Поэтому разные люди или разные части в организации склонны описывать ее культуру в схожих терминах Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2000.С. 420. .

В большинстве определений авторы ссылаются на образцы базовых предположений, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях. Эти предположения часто связаны с видением окружающей индивида среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т.д.).

Ценности (или ценностные ориентации), которых может придерживаться индивид, являются второй общей категорией, включаемой авторами в определение организационной культуры. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Так, в некоторых организациях считается, что "клиент всегда прав", поэтому в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в работе членов организации. В других - может быть все наоборот. Однако и в том, и в другом случае принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.

И, наконец, третьим общим атрибутом понятия организационной культуры считается "символика", посредством которой ценностные ориентации "передаются" членам организации. Многие организации имеют специальные, предназначенные для всех документы, в которых они детально описывают свои ценностные ориентации. Однако содержание и значение последних наиболее полно раскрываются работникам через "ходячие" истории, легенды и мифы. Их рассказывают, пересказывают, толкуют. В результате этого они оказывают иногда больше влияния на индивидов, чем те ценности, которые записаны в рекламном буклете компании.

Используя то общее, что присуще многим определениям, предлагается понимать организационную культуру следующим образом. Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через "символические" средства духовного и материального внутриорганизационного окружения Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2000.С. 423. .

Организационная культура имеет определенную структуру, являясь набором предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами.

Познание организационной культуры начинается с первого, "поверхностного", или "символического" уровня, включающего такие видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектурa, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.п., или все то, что можно ощущать и воспринимать через известные пять чувств человека (видеть, слышать, ощущать вкус и запах, осязать). На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.

Те, кто пытаются познать организационную культуру глубже, затрагивают ее второй, "подповерхностный" уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.

Третий, "глубинный" уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру.

Соответственно тому, какие из указанных уровней изучаются, существует деление организационных культур на субъективные и объективные. Субъективная организационная культура исходит из разделяемых работниками образцов предположений, веры и ожиданий, а также из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Сюда включают ряд элементов "символики", особенно ее "духовной" части: герои организации, мифы, истории об организации и ее лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, восприятие языка общения и лозунгов.

Субъективная организационная культура служит основой формирования управленче...

Другие файлы:

Государственная правоохранительная служба
Правоохранительная служба в системе государственной службы России. Государственная правоохранительная служба в органах внутренних дел и федеральной сл...

Организационная культура
Культура и ее элементы. Механизм человеческого взаимодействия. Побудительный мотив человеческой деятельности. Организационная культура. Субкультура. С...

Государственная служба в РФ
История становления государственной службы в Российской Федерации. Основные виды и принципы государственной службы. Разграничение функций между отрасл...

Организационная культура и лидерство
Эдгар X. ШейнОрганизационная культура и лидерствоСерия « Теория и практика менеджмента»Перевели с английского С. Жильцов, А. ЧехПод научной редакцией...

Государственная служба Российской Федерации
Государственная служба как неотъемлемая часть государства. Содержание государственной службы и основные права служащего. Анализ смешанной системы фина...