Мотивация трудовой деятельности и ее влияние на повышение эффективности деятельности организации
Краткое сожержание материала:
83
Введение
В основе теоретических подходов к мотивации лежат представления, сформулированные психологической наукой, исследующей причины и механизмы целенаправленного поведения человека.
Мотивация труда - важнейший фактор результативности работы, и в этом качестве она составляет основу трудового потенциала работника, т.е. всей совокупности свойств, влияющих на производственную деятельность.
Трудовой потенциал состоит из психофизиологического потенциала и личностного (мотивационного) потенциала.
Для эффективного функционирования любой организации, необходимо, чтобы было выполнено одно важное условие - обеспечено использование каждого работника во всем многообразии проявления психофизиологического и мотивационного потенциалов.
Большое многообразие методов мотивационного воздействия позволяет говорить практически о любой сфере их применения в управлении. Однако сложность использования мотивационных методов в решении поставленных задач заключается, прежде всего, в определении действенного мотивационного механизма.
Для управления активизацией персонала необходимо постоянно контролировать процесс использования методов стимулирования на предприятии. Руководитель, который хочет управлять не «на ощупь», а делать это экономически грамотно, должен постоянно иметь перед собой точную характеристику производственных взаимоотношений на предприятии.
Проблема мотивации и стимулирования деятельности персонала современного предприятия исключительно важна в современной формирующейся рыночной экономике, что и является актуальным.
Цель работы заключается в исследовании основных подходов к проблеме эффективного стимулирования и мотивации трудовой деятельности персонала предприятия.
Объект - Липецкое районное потребительское общество.
Предмет - процесс мотивации и стимулирования на предприятии.
В соответствии с целью. объектами и предметами определены следующие задачи исследования.
Изучить механизм формирования эффективной материальной мотивации персонала.
Провести исследование мотивации в менеджменте предприятия и создания условий для её реализации.
Провести анализ процесса мотивации и стимулирования труда на предприятии.
Определить основные направления повышения мотивации труда на предприятии.
Рассмотреть основные пути совершенствования системы материального стимулирования персонала;
При написании работы использовались такие методы исследования как метод эмпирического познания, аналитический (анализ учебной и специальной литературы), метод сопоставления, обобщения и оценки.
Практическая значимость. Данная работа будет полезна Липецкое районное потребительское общество, так как проанализированные данные помогут руководству предприятия сформировать наиболее эффективные мотивационные механизмы и стимулирование труда на предприятии, что будет способствовать увеличению роста производительности труда.
Структура дипломного исследования включает: введение, три главы, заключение, 19 таблиц и 13 рисунков, библиографический список, состоящий из 36 источников.
Глава 1. Теоретические основы мотивации труда
1.1 Основные положения содержательных и процессуальных теорий мотивации труда
Мотивационный подход давно разрабатывается в зарубежной и отечественной психологии. Существуют два подхода к изучению теорий мотивации. Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основным мотивом их поведения, а, следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Кленнанда.
Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий или модель мотивации В. Врума, теория справедливости и теория или модель Портера-Лоулера.
Обратимся к содержательным теориям мотивации труда. Потребности принято классифицировать на первичные и вторичные [12, c.15].
Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребность дышать, спать и сексуальные потребности.
Вторичные потребности по природе своей психологические, например, потребности в успехе, уважении, привязанности, во власти и потребность в принадлежности кому-либо или чему-либо.
Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.
Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избежать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением.
Этот факт известен как закон результата. Например, в процессе того, как человек старается разрешить свои проблемы, конкретные типы поведения оказываются каким-то образом вознагражденными. Упрощённая модель поведения через потребности представлена на рисунке 1.
83
Рис.1. Упрощенная модель поведения через потребности
Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, А. Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий [20, с.106].
Физиологические потребности. Являются необходимым для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности. Потребности в безопасности и уверенности в будущем. Включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, - это понятие, включающее чувство принадлежности к чему-либо или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
Потребности самовыражения, потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личность.
По А. Маслоу, все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, показанной на рисунке 2.
83
Рис. 2. Иерархия потребностей по А. Маслоу
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
В таблице 1 в свободном виде перечислены некоторые способы, при помощи которых руководители могут удовлетворить потребности высших уровней у своих подчиненных в ходе трудового процесса.
Таблица 1.
Методы удовлетворения потребностей высших уровней
Социальные потребности |
|
1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды.3. Проводите с подчиненными периодические совещания.4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба.5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок. |
|
Потребности в уважении |
|
1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу.2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами.3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности. |
|
Потребности в самовыражении. |
|
1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.2. Давайте по...
|
Мотивация трудовой деятельности в организации как фактор эффективности использования персонала на примере Крутоярского СПО
Сущность, значение и основные методы мотивации трудовой деятельности в организации. Пути совершенствования мотивации трудовой деятельности в организац...
Мотивация трудовой деятельности в ООО "Бурятия Моторс"
Понятие мотивации трудовой деятельности. Содержательные и процессуальные теории. Характеристика деятельности ООО "Бурятия Моторс" – официального дилер...
Мотивация трудовой деятельности
Мотивация как система побуждений человека к деятельности. Система мотивации деятельности в "Локомотивном депо Сызрань". Виды, типы и уровни мотивации...
Мотивация трудовой деятельности
Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека. Мотивы...
Влияние некоторых компонентов личности и эмоционального выгорания на продуктивность профессиональной трудовой деятельности
Личностные особенности: особенности проявления в профессиональной трудовой деятельности. Эмоциональное выгорание: виды, причины, последствия. Специфик...