Мотивация в системе менеджмента
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теория мотивации трудовой деятельности
1.1 Сущность, функции и основные принципы мотивации трудовой деятельности
1.2 Внешняя и внутренняя мотивация
1.3 Современные теории мотивации трудовой деятельности
2. Анализ мотивации персонала ООО «Трейд-Сервис»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Трейд-Сервис»
2.2 Анализ уровня мотивации работников ООО «Трейд-Сервис» и основных методов мотивации персонала
3. Мероприятия по совершенствованию мотивационного механизма в организации
3.1 Основные этапы по совершенствованию механизма мотивации персонала в ООО «Трейд-Сервис»
3.2 Совершенствование механизма мотивации работников ООО «Трейд-Сервис»
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
мотивация трудовая деятельность работник
Создавшаяся в нашей стране сложная социально-экономическая ситуация, изменение экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, для устойчивости ее существования, вносят значительную неопределенность в жизнь практически каждого человека.
Человеческий фактор выходит на определяющие позиции в сфере эффективного государственного управления и успешного предпринимательства. Известная, всем фраза «Кадры решают все!» стала «головной болью» руководителя любого уровня. Весь спектр формирования и управления человеческими ресурсами крайне проблематичен и трудноструктурируем. Работа с людьми всегда сопровождается множеством проблем, затрагивающих слабо предсказуемые черты характера индивида. Мотивация труда -- одна из важнейших задач управления, решение которой тесно связано с социологией и психологией управления. Ее важность определяется, с одной стороны, тем постоянством, с каким она возникает в деятельности руководителя, а с другой стороны, тем значением, которое она приобрела в условиях происходящих радикальных социально-экономических изменений. Грамотный учет закономерностей мотивации является залогом эффективной реализации функции мотивации и, следовательно, решающим фактором эффективности управленческой деятельности в целом. Ключевую роль мотивирования подчеркивают практически все ведущие теоретики и практики управления. Например, А. Якокка отмечает: «Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть в мотивации людей». [2;с.16]
Проблемы мотивации работников предприятий любых форм собственности, всегда были и остаются по сей день наиболее актуальными независимо от общественно-политического строя, который функционирует в отдельно взятой стране и всего мирового сообщества в целом, так как от четко разработанных систем мотивации зависит не только социальная и творческая активность работников, но и конечные результаты предприятий в их многогранной социально-экономической деятельности и, особенно, в области внедрения в производство инновационных процессов, мероприятий научно-технического прогресса.
Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.
Предметом исследования является мотивация в системе менеджмента.
Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Трейд -Сервис».
Цель данной работы - изучить сущность мотивации трудовой деятельности как подсистемы управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть место мотивации в структуре трудовых ресурсов;
- изучить современный взгляд на теорию мотивации с различных точек зрения ведущих специалистов этой области;
- проанализировать экономические и неэкономические способы мотивирования персонала.
Методология и методика исследования. Основу курсовой работы составляют исследования российских и зарубежных специалистов в области менеджмента, психологии менеджмента и психологии управления персоналом. При изучении мотивации трудовой деятельности были использованы труды Карпова А.В, Ильина Г.Л., Веснина В.Р., и др.
Методологической посылкой при рассмотрении данной темы явились научное мировоззрение Маслоу, Р. Вудвортса, Д. МакКлелланда, А. Уайта, К. Альдерфера, Ф. Герцберга, Дж. Адамса и их критический подход к проблеме мотивации посредством удовлетворения потребностей.
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность, функции и основные принципы мотивации трудовой деятельности
Человека побуждает к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей (под потребностью понимается нехватка чего-то, что вызывает состояние дискомфорта).
Потребности могут быть естественными (в пище, воде и т.п.) и социальными (в признании, славе); врожденными (в общении) и приобретенными (в обучении); первичными (в факторах, обеспечивающих выживаемость) и вторичными (в условиях развития личности); материальными и нематериальными.[3;с.156]
Выделяется три уровня удовлетворения потребностей: минимальный, обеспечивающий выживание; нормальный, поддерживающий у работника способность с должной отдачей трудиться и отражающийся в потребительском бюджете; уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения.
При осознании потребностей у человека возникает желание их удовлетворить, а следовательно, интерес к тому, что позволит это сделать. Это -- внутренняя побудительная сила по отношению к конкретной деятельности, но только в том случае, если человек уверен, что достичь желаемое ему по силам.
Конкретные причины того или иного типа поведения людей упираются в конечном счете в их интересы.
Интересы классифицируются следующим образом:
1. По содержанию -- материальные, духовные, профессиональные и проч.
2. По направленности -- на деятельность или на результат.
3. По широте -- концентрированные и распределенные.
4. По устойчивости -- длительные и кратковременные. [5;с.23]
Интересы могут быть обусловлены стремлением человека обладать какими-то не принадлежащими ему объектами или, наоборот избежать такого обладания; получать удовлетворение от уже имеющегося у него объекта, который он желает сохранить, или избавиться от него вследствие неудобств, которые приносит обладание им. Например, интересная работа приносит человеку наслаждение, и он готов часто трудиться буквально даром; в противоположном случае он согласен на все, лишь бы ее не делать.
Однако интересы могут повлиять на поведение людей, стать его мотивами только в случае реальной возможности их осуществить. Мотивы, формирующиеся у человека под воздействием множества обстоятельств, «включаются» под влиянием стимулов (лат. stimuli -- заостренная палка, которой в древнем Риме погоняли животных).[5;с.24]
Речь идет о мотивации и стимуляции. В свете сказанного различие между ними вполне очевидно.
Стимулы могут быть внутренними (отношение к делу, моральные обязательства и проч.) и внешними (действия других людей, предоставляющиеся возможности). Здесь необходимо различать два понятия, которые часто смешиваются. Стимулы -- это и есть набор средств, которыми располагает руководитель для решения проблемы мотивации. Мотивы -- это стимулы, приобретшие характер внутренних побуждений личности, ставшие личностно значимыми в результате их включения в систему мотивов личности.
Экономические методы стимулирования
Одним из факторов успешного развития организации является эффективная система стимулирования труда. Она интегрирует хорошо продуманные и неукоснительно используемые (особенно на крупных и крупнейших предприятиях) формы и методы повышения трудовой активности персонала, которые по своему характеру подразделяются на две тесно связанные между собой группы экономических и психологических стимулов.
Премия считается неординарным вознаграждением, поскольку должна выплачиваться лишь в определенных случаях. В частности, индивидуальную премию целесообразно выплачивать один раз в год, поскольку это более заметно, иначе она превратится в заработную плату и лишится исключительности. Исследования показали, что премирование мотивирует сильнее, чем ежегодное повышение заработной платы.
Современной формой стимулирования являются участие в предпринимательстве, которое включает участие в управлении, в прибыли, в собственности. В этом случае доход делится на две части и заработная плата устанавливается минимальной.
Эффективным стимулом является предоставление работникам материальной помощи в виде различных единовременных пос...
Мотивация в системе менеджмента 2
Мотивация в системе менеджмента 3
Мотивация в системе стратегического менеджмента
Мотивация в системе менеджмента
Комплекс мотивационных действий в системе управления организацией, его результативность, пути совершенствования. Концепции мотивации, подходы к органи...
Природа и состав функций менеджмента
Специфика понятий управления и менеджмента; теоретический анализ системы функций менеджмента. Соотношение управления и менеджмента в организации. Аспе...