Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Метод "Дерева целей" в разработке управленческих решений

Тип: контрольная работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Дерево целей как один из самых эффективных методов планирования. Понятие "цель" и его взаимосвязь с понятиями целесообразности, целенаправленности, элементы их формулировки. Методические принципы построения целевой модели в виде древовидного графа.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Контрольная работа

по дисциплине

Разработка управленческих решений

на тему

Метод «Дерева целей» в разработке управленческих решений

Введение

Когда у организации возникают проблемы, она проводит исследование ситуации, повлекшей за собой данную проблему.

Для проведения данного исследования специалисты, отвечающие за разрешение данной проблемы, выбирают в зависимости от своего опыта, знаний, имеющейся информации, природы проблемы метод исследования.

Метод исследования - это средство познания, способ проведения исследования для достижения определенного результата [6, с.89].

Правильно выбранный метод исследования будет определять получение достоверного результата.

Все существующие методы исследования могут быть объединены в две большие группы:

1. Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов;

2. Частные методы исследования.

Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов, - методы, которые опираются на выявленные и обобщенные мнения экспертов:

Ш «мозговой атаки»;

Ш экспертных оценок;

Ш «синектики»;

Ш «Дельфи»;

Ш «сценариев»;

Ш SWOT-анализа;

Ш «дерева целей».

Частные методы исследования - методы, в основе которых лежат логико-методологические приемы анализа эмпирических данных при выдвижении научных гипотез:

Ш эксперимент;

Ш наблюдение;

Ш опрос;

Ш анализ документов.

Остановимся на более подробном рассмотрении метода «дерева целей».

Таким образом, можно определить объект исследования работы - метод «дерева целей».

Цель работы - рассмотреть использование метода дерева целей в исследовании систем управления предприятием.

Для этого необходимо выделить следующие задачи:

Ш Рассмотреть понятие «цель»;

Ш установить элементы формулировки целей;

Ш рассмотреть построение целевой модели.

1. Теория метода

Дерево целей - понятие довольно распространенное среди менеджеров и владельцев своего дела. Это один из самых эффективных методов планирования. Он не представляет собой ничего сверхъестественного, и является отражением всех общих принципов планирования.

Концепция «дерева целей» представляет собой упорядочивающий инструмент (подобный организационной схеме компании), используемый для формирования элементов общей целевой программы развития компании (главных или генеральных целей) и соотнесения со специфическими целями различных уровней и областей деятельности [4, с.273].

Новизна метода, предложенного Ч. Черчменом и Р. Акоффом, заключалась в том, что ими предпринималась попытка придать различным функциональным подсистемам количественные веса и коэффициенты с целью выявить, какие из возможных комбинаций обеспечивают наилучшую отдачу.

Термин «дерево» подразумевает использование иерархической структуры, полученной путем разделения обшей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые можно называть подцелями нижележащих уровней или, начиная с некоторого уровня -- функциями.

Как правило, термин «дерево целей» используется для иерархических структур, имеющих отношения строго древовидного порядка, но сам метод иногда применяется и в случае «слабых» иерархий [2, с.16].

Данный метод широко применяется для прогнозирования возможных направлений развития науки, техники и технологий.

Таким образом, так называемое дерево целей, тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже в несколько ярусов

располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня.

1. Понятие «цель»

Понятие «цель» и связанные с ним понятия целесообразности, целенаправленности лежат в основе развития системы.

Процесс целеобразования и соответствующий ему процесс обоснования целей в организационных системах весьма сложен. На протяжении всего периода развития философии и теории познания происходило развитие представлений о цели. Анализ определений цели и связанных с ней понятий показывает, что в зависимости от стадии познания объекта, этапа системного анализа, в понятие "цель" вкладывают различные оттенки - от идеальных устремлений (цели, достижение которых невозможно, но к которым можно непрерывно приближаться), до конкретных целей - конечных результатов, достижимых в пределах некоторого интервала времени [2, с.9].

В некоторых определениях цель как бы трансформируется, принимая различные оттенки в пределах условной «шкалы» - от идеальных устремлений к материальному воплощению, конечному результату деятельности (рисунок 1).

Идеальные устремления Конечный результат

Побуждение к Достижимость

деятельности

Рисунок 1 - Цель, как «шкала».

Наряду с приведенным выше определением, целью называется «то, к чему стремится, чему поклоняется и за что борется человек» («борется» подразумевает достижимость в определенном интервале времени); под целью понимается «модель желаемого будущего» (при этом в понятие «модель» можно вкладывать различные оттенки реализуемости) и, кроме того, вводится понятие, характеризующее разновидность цели («мечта - это цель, не обеспеченная средствами ее достижения» ).

Противоречие, заключенное в понятии «цель», необходимость быть побуждением к действию, «опережающим отражением» или «опережающей идеей», и одновременно материальным воплощением этой идеи, т. е. быть достижимой, - проявлялось с момента возникновения этого понятия: так, древнеиндийское «цель» означало одновременно «мотив», «причину», «желание», «цель» и даже - «способ».

В русском языке вообще не было термина «цель». Этот термин заимствован из немецкого и имеет значение близкое к понятию «мишень», «финиш», «точка попадания». В английском языке содержится несколько терминов, отражающих различные оттенки понятия цели, в пределах рассматриваемой "шкалы": "purpose" (цель-намерение, целеустремленность, воля), "object" и "objective" (цель-направление действия, направление движения), "aim" (цель-стремление, прицел, указание), "goal" (цель-место назначения, задача), "target" (цель-мишень для стрельбы, задание, план), "end" (цель-финиш, конец, окончание, предел).

Для того, чтобы отразить диалектическое противоречие, заключенное в понятии "цель", в БСЭ дается следующее определение: цель - "заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека, группы людей." ("заранее мыслимый", но все же "результат", воплощение замысла; подчеркивается также, что понятие цели связано с человеком, его "сознательной деятельностью", т, е. с наличием сознания.

Диалектико-материалистическое понимание цели очень важно при организации процессов коллективного принятия решений в системах управления. В реальных ситуациях необходимо оговаривать, а каком смысле на данной этапе рассмотрения системы используется понятие "цель", что в большей степени должно быть отражено в ее формулировке - идеальные устремления, которые помогут коллективу лиц принимающих решение (ЛПР), увидеть перспективы, или реальные возможности обеспечивающие своевременность завершения очередного этапа на пути к желаемому будущему [4, с.56].

2. Элементы формулировки целей

Цель -- это те основные результаты, к которым предприятие стремится в своей деятельности на протяжении длительного времени. Оттого насколько правильно выбрана цель и насколько четко и ясно она сформулирована, зависит успех предприятия. Непродуманное и нечеткое формулирование цели приводит к тому, что вся система управления работает неэффективно. Следовательно, в современном менеджменте без четкого определения цели, без выявления соотношения целей, средств достижения целей, оценки эффективности и путей достижения целей нельзя решать проблему эффективного управления предприятием.

В системе управления предприятием цели выполняют ряд важных функций:

Ш Во-первых, цели отражают философию предприятия, концепцию его деятельности и развития. А поскольку виды деятельности лежат в основе общей и управленческой структуры, именно цели определяют в конечном счете характер и особенности предприятия;

Ш Во-вторых, цели уменьшают неопределенность текущей деятельности как предприятия, так и отдельного человека, становясь для них ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться и сконцентрироваться на достижении желаемых результатов;

Ш В-третьих, цели составляют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения наиболее отличившихся сотрудников [1, с.68].

При формулировании цели необходимо делать акцент на ее актуальность и значимость.

Актуальность цели проверяется как можно чаще по мере изменения основных факторов и условий внешней и внутренней среды. Следоват...

Другие файлы:

Разработка управленческих решений: на примере ООО "ОП AN-Security"
Процесс принятия управленческих решений. Формирование целей, критериев и ограничений. Swot-анализ деятельности ООО "ОП AN-Security". Построение дерева...

Прогнозирование как система приема в разработке управленческих решений
Теоретические основы прогнозирования и его основные методы, этапы и типы прогнозов. Методы прогнозирования деловой среды. Анализ практического использ...

Современные информационные технологии в разработке управленческих решений
Роль технологии электронной обработки информации при разработке управленческих решений. Электронное правительство как современная информационная техно...

Технологии принятия управленческих решений (метод Дельфи)
Управленческие решения: роль и место в управлении. Классификация управленческих решений, предъявляемые к ним требования и этапы процесса разработки. С...

Метод построения дерева решений
Дерево решений – графическое представление процесса принятия решения, в котором отображаются возможные варианты решений, вероятности их наступления и...