Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Менеджмент и монополизм

Тип: контрольная работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Аспекты формирования монополий, их основные виды. Особенность отраслей естественной монополии, ее признаки. Характерные черты управления и классификация функций финансового менеджмента на предприятиях сферы естественных монополий, возможные виды рисков.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

1. Монополизм: понятие, сущность

2. Менеджмент и монополизм

2.1 Естественная монополия: особенности формирования

2.2 Особенности финансового менеджмента на предприятиях-субъектах естественных монополий

Заключение

Список используемых источников

Введение

Современные экономические условия требуют от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм управления и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится финансовому менеджменту. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль над их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, производится оценка инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций; анализируются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

В условиях рыночной экономики механизм свободной конкуренции не является всеобъемлющим. Существуют отрасли, в которых одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей - монополии.

Актуальность данной темы во многом предопределяется той ролью, которую монополии играют в российской экономике. Так, например, естественные монополии являются структурообразующими элементами российской экономики. В этой связи публичное регулирование отдельных видов деятельности в газовой, нефтяной, электроэнергетической отраслях, составляющих топливно-энергетический комплекс, а также в сферах транспорта, связи и других системообразующих направлениях хозяйствования субъектов предпринимательского оборота, остается важнейшим фактором, обеспечивающим целостность и безопасность государства.

Проблемы монополий и их регулирования вследствие своей высокой актуальности имеют достаточное отражение в научной, учебной и периодической литературе. В ходе написания реферата были проанализированы теоретические основы менеджмента, а также аспекты управления монополиями освещенные в отечественной и зарубежной литературе.

Среди российских ученых можно выделить работы Абалкина Л.И., Бланка И.А., Балабанова И.Т., Брагина Н.И., Герасиной О.Н., Голко Я.Я., Грызуновой Н.В., Лютовой И.И., Мироновой Н.Н., Муракаева М.И., Окрепиловой И.Г., Пансковой А.В., Пилипенко Н.Н., Разовский Ю.В., Самочкина В.Н., Стояновой Е.С., Черный Ю.И., Яковец Ю.В и других.

Среди зарубежных авторов по данному вопросу - Ансоффа И., Стрикленда А, Томпсона А., Дугласа Т., Хикса Д.Т., Купера Р., Каплана Р.С., Нортона Д.П. и Деминга У.И. и других.

Цель данной работы: исследовать особенности управления в области финансового менеджмента в сфере естественной монополии.

При этом необходимо решить следующие задачи:

- изучить аспекты формирования монополий;

- охарактеризовать основные виды монополий;

- исследовать особенности финансового менеджмента на предприятиях естественных монополий.

Информационную базу исследования составили труды вышеназванных авторов, учебные пособия, справочные и статистические издания, материалы периодической печати, а также ресурсы сети Интернет.

Основными методами, использованными при написании работы, послужили методы анализа, синтеза и обобщения.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Монополизм: понятие, сущность

Монополизм (англ. monopolism) - тип экономических отношений, при котором отдельные предприниматели могут навязывать собственные интересы своим конкурентам и обществу, игнорируя их действительные потребности и возможности.

Монополизм состоит в резком сужении (до одного) числа субъектов, принимающих решение в какой-либо сфере деятельности. Складывается ситуация полного доминирования одного субъекта, когда все остальные «действующие лица» вынуждены подчиняться его решению. Доминирующее положение субъекта-монополиста обеспечивает ему абсолютную власть и полную свободу в достижении поставленных им же целей. Поэтому фирма-монополист диктует цену на свою продукцию.

Монополия, продающая продукцию всем покупателям по одной цене, называется простой. Монополист, проводящий ценовую дискриминацию, продает свою продукцию разным потребителям по разным ценам. Ценовая дискриминация проводится:

- по объему покупки (опт и розница);

- покупателю (по доходам, возрасту). Например продажа авиабилетов бизнесменам и туристам. Для последних назначена более низкая цена, т.к. они, собираясь в турпоездку, заказывают билеты заранее, и могут выбрать более дешевый вид транспорта (спрос эластичен). У бизнесменов срок заказа более короткий (чаще в последний момент), поэтому альтернативы практически нет (спрос неэластичен);

- разным ценам на внутреннем и внешнем рынках.

Проведя условную дискриминацию, монополист максимизирует прибыль, охватывая большую долю рынка.

В основе любого экономико-управленческого монополизма лежат три общие, универсальные формы монополии:

1) закрытая - защищена от конкуренции юридически: авторским правом, патентом;

2) открытая - не имеет специальной защиты от конкуренции (фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией);

3) естественная - эксплуатирующая уникальные природные ресурсы (электросети, компании водоснабжения, газовые предприятия). Менеджмент организации: Учебное пособие / Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: ТРТУ, 2006. - 304 с.

Данная классификация условна: некоторые монополисты принадлежат к нескольким видам сразу. В принципе, в основе любого экономико-управленческого монополизма могут лежать три общих типа монополии, которые так или иначе существуют во всех хозяйственных системах.

Во-первых, естественная монополия - она связана с абсолютной ограниченностью тех или иных факторов и условий производства. К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы. В частности к ним относятся: электрические и газовые предприятия, водоснабжения, линии связи, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация (предприятия инженерной инфраструктуры (ПИИ)) и т.п. Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Когда же естественные монополии начинают значительно тормозить экономическое развитие, активизируются поиски иных технических решений (сотовая телефонная связь, трубопроводный транспорт), и их господство в конечном счете преодолевается.

Второй общий тип монополии - технологическая, или производственная. Ее объектом, как правило, становится способ изготовления того или иного продукта. Неординарное технологическое или конструкторское решение, новая технология, уникальное оборудование, находящееся в руках того или иного производителя, дают ему возможность оторваться от конкурентов, выйти на новый качественный уровень развития. Этот вид монополии тесно связан с НТП и стимулирует нововведения и усовершенствования.

Третья форма монополии - организационная, выступающая как объединение производителей или иных лиц. Такое объединение может быть добровольным, - когда производители сознательно согласуют свои действия на рынке, исходя из собственных, частных интересов. Но оно может быть и принудительным, когда более слабого конкурента силой заставляют присоединиться к монопольной организации. Это уже либо организованная преступность, либо просто мафия. Особенность этой формы монополии в том, что в поле ее зрения попадают практически любые воспроизводимые факторы производства и распределения. Это делает ее наиболее опасной, поскольку именно организационная монополия создает предпосылки для бурного развития монополизма и бюрократии.

Для естественной монополии характерны следующие признаки: чаще всего, это отрасли производственной инфраструктуры, имеющие уникальную технологию, требующую значительных первоначальных инвестиций; на производимую ими продукцию наблюдается устойчивый неэластичный спрос; в связи с экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками отсутствует конкуренция; субъектами естественной монополии производится продукция общественного (коллективного) характера.

2. Менеджмент и монополизм

2.1 Естественная монополия: особенности формирования

Естественная монополия занимает особое место - она связана с абсолютной ограниченностью тех или иных факторов и условий производства.

Естественная монополия соответствует только той рыночной ситуации, когда распределение любого объема продукции или услуги и эффективное производство возможно лишь при наличии единственного предприятия-производителя. Такая специфическая ситуация возникает в результате действия трех факторов: Матуленко М.А. Пути реформирования предприятий инженерной инфраструктуры - субъектов естественных и технологических монополий // Экономика и управление: Сборник научных трудов. Ч. 3 / М.А. Матуленко, Г.Р. Хакимова и др.; под ред. А.Е. Карлика. - СПб.: СПбГУЭФ, 2010. -...

Другие файлы:

Монополизм как экономическое явление, основные направления демонополизации в российской экономике
Основы монополизма. Международные монополии. Монополизация экономики. Монополизм и конкуренция. Ценовая дискриминация. Монополия и эффективность. Анти...

Основы менеджмента
В учебном пособии приведены основные разделы дисциплины "Менеджмент", а именно: стратегический менеджмент, менеджмент персонала, управление корпорацие...

Стратегический менеджмент. Курс лекций.
М.: ВЗФЭИ, 2007. - 140 с. Курс лекций для студентов специальности 08.05.07 – «Менеджмент организации» специализаций «Производственный менеджм...

Конкуренция и монополизм 2

Монополия и монополизм в экономике