Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Логистика - ее концепция и основные принципы

Тип: курс лекций
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Материальные потоки, логистические операции и системы. Закупочная, производственная, распределительная, транспортная и информационная логистика. Складирование, грузопереработка и упаковка. Логистическое администрирование и стратегическое планирование.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

УНИВЕРСИТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ

Кафедра «ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «ЛОГИСТИКА»

Алматы

Тема 1. Сущность, необходимость логистики, ее концепция и основные принципы

История возникновения развития практической логистики уходит далеко в прошлое. Еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты» или «логистики», они занимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооруженных сил материальным ресурсами и содержанию их запасов. В англо-русском словаре слово «logistics» переводится как: воен. 1) тыл и снабжение; 2) материально - техническое обеспечение; 3) организация и осуществление работы тыла. Согласно французскому военному специалисту начала XIX века Джомини «логистика - это практическое искусство маневра войсками. Она включает не только перевозки, но и планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т.д.». Первые попытки в направлении логистики были сделаны Г.В. Лейбницем, позже его идеи были подхвачены Г. Плокке, И.Г. Ламбертом. Подлинным основателем современной логистики является Готтлоб Фреге. Также в философской энциклопедии можно найти следующее определение логистики (математическая логика) - современная форма логики. Другое направление развития логистики - экономическое.

Одним из важных факторов, способствовавших развитию логистического мышления, было применение бизнесе вычислительной техники и информационных технологий. Научно-технический прогресс в экономике развитых капиталистических стран привел к необходимости решения многоальтернативных и оптимизационных задач, таких, например, как выбор вида транспорта, оптимизация размещения производства и складов, оптимальная маршрутизация, прогнозирование спроса и др. Эти задачи не могли остаться без внимания развивающихся компьютерных технологий, которые начали активно внедряться в бизнес с середины 50 - х годов. Компьютер стал неотъемлемой частью каждой крупной фирмы.

В конце 60 - х годов на Западе была сформулирована концепция бизнес - логистики - это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время.

Продвижению логистической концепции в бизнесе способствовал и быстро развивающийся рынок электронных коммуникаций, а именно: сетей передачи данных, факсимильной связи, электронной почты, телеконференций и т.д. Определяющую роль в становлении и утверждении интегральной концепции логистики сыграла возможность постоянного контроля за материальными потоками в реальном масштабе времени в режимах удаленного доступа через информационные системы связи (например, спутниковые телекоммуникационные системы).

Развитие интеграции мировой экономики и глобализация бизнеса способствовали созданию международных логистических систем. Крупные западные фирмы стремились развивать глобальные стратегии, т.е. производить продукцию для мирового рынка и в тех местах, где можно было найти наиболее дешевое сырье, компоненты, трудовые ресурсы.

С начала 90 - х годов стали активно разрабатываться и внедряться международные программы и проекты, в которых логистике отводилась ведущая роль. В настоящее время логистика является одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса.

Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки хозяйственно - экономической и иной деятельности в воспроизводстве и обращении. Главной миссией логистики считается достижение с наименьшими затратами высокой приспособленности организаций бизнеса к изменяющейся рыночной обстановке, повышение на рынке своей доли и получение преимуществ перед конкурентами. Одной из главных задач является создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции.

Согласно всем перечисленным видам деятельности по управлению разнокачественными материальными потоками составляют содержание логистики - это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработке сырья, материалов и полуфабрикатов, доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Как хозяйственная деятельность логистика представлена в следующем определении: логистика - процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю. На данный момент становления этой новой дисциплины определений значительно больше, и каждое из них по - своему справедливо.

Логистика - комплексное направление в науке, охватывающее проблемы управления материальным и информационным потоком в их взаимодействии.

Логистика - это научная дисциплина об управлении потоками в системах.

Логистика - научно - практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.

Логистика - процесс планирования, реализации, контроля затрат перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до момента потребления в соответствии с требованиями клиентов.

Логистика - новое научное направление, учение, о планировании, управлении и наблюдении при движении материальных информационных потоков в производственных энергетических системах.

Логистику часто воспринимают как другую половину маркетинга. Связи между ними настолько сильны и переплетены, что иногда бывает трудно разделить сферы интересов этих двух ключевых аспектов любого бизнеса. Маркетинг представляет собой систему экономической деятельности, позволяющую максимально ориентировать производство на требования и возможности рынка в целях повышения эффективности предприятия.

В середине 20 века ориентация производства на выпуск нужного на рынке товара и применение маркетинговых методов изучения спроса воздействия на спрос оказались решающими факторами повышения конкурентоспособности. Одной из главных составляющих маркетинга является концепция распределения и товародвижения. Именно эта область маркетингового управления тесно стыкуется с логистикой, более того она стала толчком для использования логистических технологий фирмами. В сегодняшних условиях «уйти вперед» только на базе применения маркетинга уже нельзя. Выявленный маркетингом спрос должен своевременно удовлетворяться посредством быстрой и точной поставки. Это возможно лишь при налаженной системе логистики.

Выйдя на экономическую арену в более поздний период, логистика дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в мобильную, технико-технологически и планово-экономически согласованную систему. Логистическая стратегия, подобно рекламе и продуктовой стратегии, является интегральным элементом стратегии маркетинга. Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, т.е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистическая интеграция позволяет осуществить поставку требуемого товара в нужное место в нужное время с минимальными затратами. Наиболее существенные отличия и связи между маркетингом и логистикой представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика объекта и предмета исследований в области маркетинга и в области логистики.

Маркетинг

Логистика

Объект исследования

Рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг

Материальные потоки, циркулирующие на этих рынках

Предмет исследования

Оптимизация рыночного поведения по реализации товаров и услуг

Оптимизация процессов управления материальными потоками.

Методы исследования

Методы исследования конъюнктуры, спроса и предложения по конкретным товарам и услугам

Системный подход к созданию материалопроводящих цепей, а также общеизвестные методы, которые применяются при планировании и управлении производственными и экономическими системами.

Итоговые результаты

<...
Другие файлы:

Логистика: история, понятие, специфика
Логистика как наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков от первичных источников до пот...

Понятие и основные принципы глобальной логистики
Сущность понятия "логистика" и "глобальная логистика". Определение движущих сил глобализации и основные проблемы глобальной логистики. Характерные чер...

Международная логистика в деятельности интегрированных структур
Основные формы организации интегрированных предпринимательских структур в международной практике. Современные принципы их интеграции на основе инновац...

Логистика: Шпаргалка
В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной п...

Логистика: ответы на экзаменационные вопросы
В пособии изложена теоретическая концепция логистической системы, рассмотрены ее функциональные области (заготовительная, производственная, распредели...