Логистика - ее концепция и основные принципы
Краткое сожержание материала:
Размещено на
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УНИВЕРСИТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ
Кафедра «ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «ЛОГИСТИКА»
Алматы
Тема 1. Сущность, необходимость логистики, ее концепция и основные принципы
История возникновения развития практической логистики уходит далеко в прошлое. Еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты» или «логистики», они занимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооруженных сил материальным ресурсами и содержанию их запасов. В англо-русском словаре слово «logistics» переводится как: воен. 1) тыл и снабжение; 2) материально - техническое обеспечение; 3) организация и осуществление работы тыла. Согласно французскому военному специалисту начала XIX века Джомини «логистика - это практическое искусство маневра войсками. Она включает не только перевозки, но и планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т.д.». Первые попытки в направлении логистики были сделаны Г.В. Лейбницем, позже его идеи были подхвачены Г. Плокке, И.Г. Ламбертом. Подлинным основателем современной логистики является Готтлоб Фреге. Также в философской энциклопедии можно найти следующее определение логистики (математическая логика) - современная форма логики. Другое направление развития логистики - экономическое.
Одним из важных факторов, способствовавших развитию логистического мышления, было применение бизнесе вычислительной техники и информационных технологий. Научно-технический прогресс в экономике развитых капиталистических стран привел к необходимости решения многоальтернативных и оптимизационных задач, таких, например, как выбор вида транспорта, оптимизация размещения производства и складов, оптимальная маршрутизация, прогнозирование спроса и др. Эти задачи не могли остаться без внимания развивающихся компьютерных технологий, которые начали активно внедряться в бизнес с середины 50 - х годов. Компьютер стал неотъемлемой частью каждой крупной фирмы.
В конце 60 - х годов на Западе была сформулирована концепция бизнес - логистики - это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время.
Продвижению логистической концепции в бизнесе способствовал и быстро развивающийся рынок электронных коммуникаций, а именно: сетей передачи данных, факсимильной связи, электронной почты, телеконференций и т.д. Определяющую роль в становлении и утверждении интегральной концепции логистики сыграла возможность постоянного контроля за материальными потоками в реальном масштабе времени в режимах удаленного доступа через информационные системы связи (например, спутниковые телекоммуникационные системы).
Развитие интеграции мировой экономики и глобализация бизнеса способствовали созданию международных логистических систем. Крупные западные фирмы стремились развивать глобальные стратегии, т.е. производить продукцию для мирового рынка и в тех местах, где можно было найти наиболее дешевое сырье, компоненты, трудовые ресурсы.
С начала 90 - х годов стали активно разрабатываться и внедряться международные программы и проекты, в которых логистике отводилась ведущая роль. В настоящее время логистика является одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса.
Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки хозяйственно - экономической и иной деятельности в воспроизводстве и обращении. Главной миссией логистики считается достижение с наименьшими затратами высокой приспособленности организаций бизнеса к изменяющейся рыночной обстановке, повышение на рынке своей доли и получение преимуществ перед конкурентами. Одной из главных задач является создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции.
Согласно всем перечисленным видам деятельности по управлению разнокачественными материальными потоками составляют содержание логистики - это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработке сырья, материалов и полуфабрикатов, доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Как хозяйственная деятельность логистика представлена в следующем определении: логистика - процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю. На данный момент становления этой новой дисциплины определений значительно больше, и каждое из них по - своему справедливо.
Логистика - комплексное направление в науке, охватывающее проблемы управления материальным и информационным потоком в их взаимодействии.
Логистика - это научная дисциплина об управлении потоками в системах.
Логистика - научно - практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.
Логистика - процесс планирования, реализации, контроля затрат перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до момента потребления в соответствии с требованиями клиентов.
Логистика - новое научное направление, учение, о планировании, управлении и наблюдении при движении материальных информационных потоков в производственных энергетических системах.
Логистику часто воспринимают как другую половину маркетинга. Связи между ними настолько сильны и переплетены, что иногда бывает трудно разделить сферы интересов этих двух ключевых аспектов любого бизнеса. Маркетинг представляет собой систему экономической деятельности, позволяющую максимально ориентировать производство на требования и возможности рынка в целях повышения эффективности предприятия.
В середине 20 века ориентация производства на выпуск нужного на рынке товара и применение маркетинговых методов изучения спроса воздействия на спрос оказались решающими факторами повышения конкурентоспособности. Одной из главных составляющих маркетинга является концепция распределения и товародвижения. Именно эта область маркетингового управления тесно стыкуется с логистикой, более того она стала толчком для использования логистических технологий фирмами. В сегодняшних условиях «уйти вперед» только на базе применения маркетинга уже нельзя. Выявленный маркетингом спрос должен своевременно удовлетворяться посредством быстрой и точной поставки. Это возможно лишь при налаженной системе логистики.
Выйдя на экономическую арену в более поздний период, логистика дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в мобильную, технико-технологически и планово-экономически согласованную систему. Логистическая стратегия, подобно рекламе и продуктовой стратегии, является интегральным элементом стратегии маркетинга. Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, т.е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистическая интеграция позволяет осуществить поставку требуемого товара в нужное место в нужное время с минимальными затратами. Наиболее существенные отличия и связи между маркетингом и логистикой представлены в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительная характеристика объекта и предмета исследований в области маркетинга и в области логистики.
Маркетинг |
Логистика |
||
Объект исследования |
Рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг |
Материальные потоки, циркулирующие на этих рынках |
|
Предмет исследования |
Оптимизация рыночного поведения по реализации товаров и услуг |
Оптимизация процессов управления материальными потоками. |
|
Методы исследования |
Методы исследования конъюнктуры, спроса и предложения по конкретным товарам и услугам |
Системный подход к созданию материалопроводящих цепей, а также общеизвестные методы, которые применяются при планировании и управлении производственными и экономическими системами. |
|
Итоговые результаты <...
Другие файлы:
Логистика: история, понятие, специфика Понятие и основные принципы глобальной логистики Международная логистика в деятельности интегрированных структур Логистика: Шпаргалка Логистика: ответы на экзаменационные вопросы |