Корпоративная культура как фактор повышения эффективности управления деятельностью предприятия в сфере газоснабжения
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Корпоративная культура как фактор повышения эффективности управления деятельностью предприятия в сфере газоснабжения
Выпускная квалификационная работа
Содержание
- Введение
- 1. Теоретические основы формирования корпоративной
- 1.1 Понятие и основные компоненты корпоративной культуры предприятия
- 1.2 Виды корпоративной культуры
- 1.3 Методы оценки уровня корпоративной культуры
- 2. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности ГУП МО «Мособлгаз»
- 2.1 Организационно-правовая форма и особенности управления ГУП МО «Мособлгаз»
- 2.2 Основные направления деятельности ГУП МО «Мособлгаз»
- 2.3 Анализ основных экономических показателей деятельности ГУП МО «Мособлгаз»
- 3. Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры в ГУП МО «Мособлгаз»
- 3.1 Оценка корпоративной культуры в ГУП МО «Мособлгаз»
- 3.2 Разработка проекта по совершенствованию корпоративной культуры в ГУП МО «Мособлгаз»
- 3.3 Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий
- Заключение
- Список литературы
- Приложение
- Введение
- Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью развития корпоративной культуры российских предприятиях, работающих в условиях жесткой конкуренции с целью эффективного использования человеческого потенциала для производства конкурентоспособной продукции и услуг с адекватными затратами.
- Повышение конкурентоспособности российских предприятий невозможно без применения прогрессивных методик управления персоналом, в частности управления корпоративной культурой. Точная оценка корпоративной культуры предприятии обеспечит гибкость системы мотивации сотрудников для достижения важнейших целей по разработкам, внедрению и бесперебойному производству продукции и предоставлению услуг, что является основой конкурентоспособности любой современной предприятии.
- Усиление рыночных требований потребителей к качеству продукции, рост конкуренции между поставщиками материальных и других ресурсов производства, внедрение информационных систем в инфраструктуру менеджмента российских предприятий приводят к перестройке моделей стратегического и оперативного управления персоналом предприятия. В связи с этим необходимо рассматривать систему эффективного управления персонала в тандеме с оценкой и управлением корпоративной культурой предприятия, о которых также зависят их конкурентоспособность.
- Объект исследования - корпоративная культура, которая рассматривается на примере ГУП МО «Мособлгаз».
- Предметом исследования стали способы формирования корпоративной культуры.
- Цель исследования - разработка проекта по совершенствованию корпоративной культуры.
- Задачи исследования:
- - теоретические исследования дать подходы и положения определения корпоративной культуры, раскрыть ее сущность;
- - проанализировать организационно-правовую систему управления ГУП МО «Мособлгаз», выявить недостатки.
- - оценить уровень корпоративной культуры ГУП МО «Мособлгаз», выявить резервы совершенствования;
- - разработать проект по совершенствованию корпоративной культуры и оценить его эффективность;
- - рассчитать экономическую эффективность от разработанных мероприятий оптимизации корпоративной культуры в ГУП МО «Мособлгаз».
- Степень и уровень разработанности проблемы. В числе авторов, внесших вклад в изучение корпоративной культуры, необходимо назвать зарубежных и отечественных исследователей: Л.Я. Аверьянова, И. Ансоффа, Т.Ю. Базарова, П. Бергера, О.С. Виханского, Р.А. Гайнутдинова, В.Н. Давыдова, Т.И. Дила, К. Камерон, Э. Кларка, Р. Куинна, Л.В. Карташову, Л. Колесникову, Ю.Д. Красовского, М. Луи, М.Р. Льюиса, Л.В. Макарова, А.А. Максименко, Е.Д. Малинина, Э. Мартина, Б.З. Мильнера, Е.Г. Молла, Р. Морана, У. Оучи, Т. Питерса. А.И. Пригожина, Т.О. Соломанидину, В.А. Спивака, Р. Уотермена, Р. Фримена, С. Ханди, Ф. Харриса, Г. Хофстеде, Е. Шейна и других.
- В качестве информационной базы в работе использовались материалы научно-практических конференций, монографии и учебные пособия ученых и практиков, информация, опубликованная в периодической печати, сети интернет и материалы предприятии «Мособлгаз».
- Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы послужили научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области корпоративной культуры, и управления персоналом.
- Методика данного исследования основана на системном анализе теоретических основ оценки корпоративной культуры в отечественных и зарубежных предприятиях и интерполяции выявленных тенденций на практическую деятельность предприятия ГУП МО «Мособлгаз».
- В ходе исследования использованы методы оценки корпоративной культуры, системного, структурного, логического, экспертного и сравнительного анализа.
- Практическая значимость состоит в том, что методические рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы в предприятиях при оценке и совершенствовании корпоративной культуры.
1. Теоретические основы формирования корпоративной
1.1 Понятие и основные компоненты корпоративной культуры предприятия
Культура (лат. cultura, от основы colere - возделывать) - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.
В повседневной бытовой практике под культурой понимается:
возделывание, обработка, улучшение, совершенствование -«культурное растение», «физическая культура», «культуризм», «культиватор» и т. д.; воспитание, образование, соблюдение нравственных норм, общепринятых правил, этикета -«культурный человек», «культура речи», «некультурное поведение» и т. д.; искусство, творчество - «дом культуры», «художественная культура», «колледж культуры» и т. д.
Помимо того, термин культура широко применяется в гуманитарном дискурсе, чем обусловлено его массовое проникновение в повседневную жизнь через средства массовых коммуникаций и иные препараты коммуникации - субкультура, культурные ценности, поп-культура, псевдокультура, культурология, инкультурация и т. д.. Культура в этом смысле - нравственные, материальные и моральные ценности, познания, умения, традиции, обычаи, то существуют все то, что направлено на развитие и сохранение личности и общества в целом, на создание материальных и духовных условий жизни, благоприятных для человека и его окружения.
По данным В.М. Шепеля, понятие «корпоративная культура» впервые ввел немецкий генерал-фельдмаршал Х. Мольтке применительно к отношениям в офицерской среде[41, с. 36].
По другой версии, приведенной в учебном пособии «Теория и практика связей с общественностью.» Е.Б. Лукиевой, идея корпоративной культуры восходит к Готорнским экспериментам, которые проводились с 1925 по 1932 г. на одном из заводов в штате Иллинойс, когда благодаря анонимным опросам рабочих и служащих стало очевидным, что на заводе существовали неофициальные нормы поведения, в отдельных случаях препятствующие попыткам руководства усовершенствовать производство. Именно после Готторнских исследований ученые стали задумываться о влиянии человеческих отношений и общения в коллективе на производительность труда. Одно из первых высказываний, отдаленно связанных с культурой в предприятия, было сделано М. Шерифом в 1936 г., когда он говорил о понятии социальных норм. В конце 60-х годов термины «культура» и «климат» в предприятия использовались многими исследователями взаимозаменяемо. В 80-е годы концепция корпоративной культуры прочно завоевала одно из ведущих мест в литературе по теории предприятия[25, с. 11-13].
Понятие корпоративной культуры в России появилось после периода перестройки. В 1990-х годах идея культуры применительно к теории предприятия уже прочно вошла в российский научный лексикон.
В отечественной школе организационных исследований центральным сюжетом стала национальная специфика управления и взаимодействие зарубежных моделей администрирования с теми, которые сложились в местных условиях.
Существует множество определений корпоративной культуры, хронологическая последовательность представления которых позволяет проследить углубление познаний в данной области с течением времени (таблица 1.1).
Несмотря на разнообразие определений и толкований корпоративной культуры, в них есть ряд общих моментов.
Во-первых, авторы ссылаются на базовые образцы поведения и действий, которых придерживаются члены предприятия.
Эти образцы часто связаны с видением окружающей среды (группы, предприятия, общества, мира) и регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т.д.).
Таблица 1.1 -- Основные определения понятия «культура предприятия»
Автор |
Год |
Определение |
|
Э. Джакус |
1952 |
Культура предприятия -- это вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприя...
Другие файлы:
Турпредприятия и корпоративная культура Корпоративная культура и управление Корпоративная символика отелей Корпоративная культура как фактор повышения успешности деятельности турпредприятий (на материалах предприятия ООО "Эйлат") Корпоративная культура |