Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Концепция стратегического управления организацией

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Стратегическое управление как подсистема менеджмента организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ профессиональной деятельности по стратегическому анализу. Характеристика ОАО "ЛУКОЙЛ", особенности системы стратегического управления.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

стратегический управление менеджмент

Актуальность данного исследования продиктована необходимостью проанализировать и систематизировать отечественный опыт в подготовке и проведении стратегического управления, который мы сумели приобрести за последние десятилетия, характеризовавшиеся существенными изменениями отечественного рынка, вызванными сменой хозяйственного механизма в России.

Стратегическое управление организацией -- новое, непривычное направление. Необходимость в нем появилась в ходе осуществляемых в стране политических и экономических преобразований, результатом которых стал переход от плановой экономики с централизованным стратегическим управлением целыми отраслями производства к рыночной экономике, в которой организации и предприятия различных форм собственности получили полную хозяйственную самостоятельность.

До перехода на рыночную экономику в определенных организациях и предприятиях применялись современные по тому времени системы целевого управления (комплексные системы управления качеством продукции и др.), в рамках которых осуществлялось оперативное управление различными видами и областями деятельности. Оно дополнялось стратегическим управлением развития производства со стороны отраслевых министерств. Однако, став самостоятельными, хозяйствующие субъекты оказались вне стратегического управления.

Стратегическое управление -- это подсистема менеджмента организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контролингу стратегии организации.

Стратегическое управление призвано расширить горизонты предвидения, усилить дальнозоркость и тем самым создать возможность своевременной ответной реакции организации на те изменения, которые происходят в ее внешней среде: на рынках товаров и технологий, в научно-технической, экономической, социальной и политической сферах.

Формирование стратегии - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия с внешней рыночной средой.

Оказаться без стратегического управления -- значит, подвергнуть риску само существование организации, лишить ее возможности прогнозировать и строить планы, обречь лишь на краткосрочные, порой сиюминутные или запоздалые решения.

Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Для успеха необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами, кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.

Объектом исследования является концепция стратегического управления организацией.

Предмет исследования составляет система стратегического управления ОАО « ЛУКОЙЛ».

Целью работы является теоретическое исследование концепции стратегического управления организацией, а также анализ системы стратегического управления в ОАО «ЛУКОЙЛ».

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Дать определение понятию стратегическое управление.

2. Рассмотреть систему стратегического управления.

3. Раскрыть методику принятия стратегических управленческих решений.

4. Проанализировать организационно-экономическое состояние ОАО «ЛУКОЙЛ»

5. Дать анализ структуре управления организацией ОАО «ЛУКОЙЛ»

6. Разработать рекомендации по совершенствованию системы стратегического управления и повышению конкурентоспособности.

В процессе курсового исследования были использованы труды следующих авторов: Кабушкин Н.И., Виханский О.С., Зайцев Л.Г., Томпсон А.А. и Стрикленд А. Дж.

Структура курсовой работы состоит из: введения, 2-х глав, заключения, списка литературы.

1. Теоретические аспекты стратегического управления организацией

1.1 Понятие, принципы и этапы стратегического управления организацией

Стратегическое управление должно давать ответы на следующие три ключевых вопроса:

1. Каковы цели нашей организации?

2. Каков существующий и будущий профиль нашего бизнеса?

3. Что мы должны сделать, чтобы обеспечить достижение поставленных целей?

Основами стратегического управления являются:

1) анализ внешней среды организации;

2) внутренняя диагностика (оценка сильных и слабых сторон) организации;

3) определение миссии и целей организации;

4) разработка, оценка и выбор альтернативных стратегий по конкретным подсистемам организации;

5) разработка и развернутое определение корпоративной стратегии как программы конкретных действий;

6) реализация стратегии;

7) оценка результатов и обратная связь.

Современные западные специалисты имеют различные взгляды на сущность и природу стратегического управления.

Один из основателей стратегического менеджмента Игорь Ансофф связывает первичную концепцию стратегического управления прежде всего с двумя противоположными типичными стилями поведения организаций: приростным и предпринимательским.

Приростный тип -- это развитие организации с минимальными изменениями относительно традиционного поведения.

Предпринимательский тип -- это целенаправленное стремление к изменениям, обеспечивающим победу в конкурентной борьбе и максимум прибыли.

По мнению И. Ансоффа, деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации. И, кроме того, с поддержанием системы взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним вызовам [16].

Первый конечный результат стратегического управления -- это системный потенциал для достижения целей организации в будущем.

Второй конечный результат -- структура организации и ее внутренние изменения, обеспечивающие чувствительность организации к изменениям внешней среды и соответствующую адаптацию.

Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. утверждают, что стратегия представляет собой детальный, всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить существование миссии организации и достижение целей.

В свою очередь, Хасби Д. отмечает, что стратегия -- общее направление действий, которого руководитель организации намерен придерживаться для достижения целей компании.

Отдельные авторы в определении стратегии выделяют плановую, программную направленность деятельности. Например, Томпсон А.А. и Стрикленд А.Дж. утверждают, что стратегия -- план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.

Заслуживает внимания определение стратегии, данное Минцбергом Г, Альстрэндом Б. и Лэмпелом Дж. По их мнению, стратегия -- это совокупность пяти определений, пяти «п»: стратегия -- план, направление развития; стратегия -- принцип поведения, следования определенной модели поведения; стратегия -- позиция, расположение определенных товаров на конкретных рынках; стратегия -- перспектива, основной способ действий' организации; стратегия -- прием, особый маневр с целью обмануть, запутать, перехитрить конкурентов.

Обобщая приведенные определения, можно сделать следующий вывод: стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

При разработке управленческого решения необходимо учитывать его характер, в частности относится ли оно к области достижения стратегических или тактических целей. Выработка, принятие и реализация важного тактического решения требуют подчас не меньшего профессионализма и даются не менее трудно, чем определение стратегического пути развития организации.

Иногда верно найденный тактический ход позволяет сделать осуществимым стратегический замысел, в то время как тактические ошибки могут свести на нет блестящие стратегические идеи[15].

...

Другие файлы:

Процесс стратегического управления организацией
Формирование концепции стратегического управления. Основные принципы, которыми руководствуются при разработке корпоративной миссии. Проектирование сис...

Информационное обеспечение стратегического управления организацией
Понятие информационного обеспечения стратегического управления организацией. Формирование информационной базы для принятия стратегических решений. Ана...

Концепция стратегического управления организацией
Изучение понятия, функций и этапов стратегического управления – обоснования и выбора перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурен...

Процесс стратегического менеджмента
Общая концепция стратегического менеджмента и его составляющие. Миссия организации и формирование целей. Процесс стратегического менеджмента, его мето...

Стратегическое управление организацией ООО "Кия-1"
Понятие стратегического управления организацией. Выполнение и контроль стратегии организации. Миссия и цели ООО "Кия-1". Анализ сильных, слабых сторон...