Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Концепции лидерства в менеджменте

Тип: контрольная работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Характеристика лидерства, как процесса, предполагающего наличие влияния, и как свойства, представляющего набор определенных личностных характеристик. Особенности теории черт, теории власти и влияния. Концепция харизматического лидерства Конгера и Канунго.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

  • План
  • 1. Ситуационная (практическая) часть
    • 1.1 Текст ситуационной (практической) задачи № 1
    • 1.2 Ответ на задачу № 1
    • 1.3 Текст ситуационной (практической) задачи № 2
    • 1.4 Ответ на практическую задачу № 2
  • 2. Тестовая часть
    • 2.1 Содержание 10 (десяти) тестовых заданий варианта (тексты вопросов) и ответ на каждое из заданий
  • Список литературы, используемой для написания контрольной работы

1. Ситуационная (практическая) часть

1.1 Текст ситуационной (практической) задачи № 1

Рассмотрите лидерство как процесс, предполагающий наличие влияния, и как свойство, представляющее набор определенных личностных характеристик.

Изучите основные подходы, объясняющие, что делает лидера эффективным: поведенческий, ситуационный, теорию черт, теорию власти и влияния. Обратите внимание на концепцию харизматического лидерства Конгера и Канунго.

1.2 Ответ на задачу № 1

Когда речь заходит о том, каким должен быть человек, который может повести за собой других, как-то само собой получается, что изначально в центре внимания оказываются психологические характеристики сильной личности, способной стать избранной массами. Но психология лидерских качеств построена на совершенно иной причинно-следственной связи. Содержание социально-психологической роли вожака определяется не самим кандидатом на это место, а ведомыми, над которыми ему предстоит властвовать. Правда, следует учесть, что мы рассматриваем ситуацию, в которой группа уже фактически сложилась, а лидера у нее еще нет или же она находится в процессе его смены.

Многочисленные примеры показывают, что на практике вожаками часто становятся люди, которые никогда не присматриваются и не прислушиваются к тем, кто идет за ними. Подобное лидерство является непроизвольным и часто возникает если не вопреки воле самого человека, то, по крайней мере, без учета его согласия: он идет по жизни своей дорогой, а остальные пристраиваются в «хвост», доверяя ему выбор правильного пути. Место во главе группы за невольным лидером сохраняется, лишь пока ведомые верят в то, что он способен их привести именно туда, куда они сами стремятся. Но как только их планы расходятся, вожак теряет свое окружение и продолжает движение уже в одиночестве.

Совсем другая ситуация с лидерством как профессией, когда человек берет на себя исполнение такой функции осознанно, с расчетом на определенные материальные или психологические приобретения. В этом случае полагаться на то, что спонтанно сформировавшиеся качества вожака подойдут выбранной группе, опрометчиво. Их следует вырабатывать у себя уже наверняка. И первый свой взор необходимо обратить на тех, кто предполагает себя в роли ведомых, так как выбор лидера всегда остается за ними. Конечно, можно стать начальником по приказу руководства компании, но без наличия должных качеств вряд ли удастся сделаться фактическим вожаком. В коллективе скорее возникнет так называемый неформальный лидер, который может увести людей в направлении не вполне интересном для руководства компании.

Вот почему обязательное лидерское качество -- умение воспринимать интересы ведомых и делать их основой своей деятельности. Профессиональный лидер никогда не будет навязывать группе какие либо цели или ценности, не будучи уверенным в том, что движение к ним в конечном итоге приведет к удовлетворению потребностей большинства. Естественно, он также ни в коем случае не должен призывать ведомых к действиям, способствующим удовлетворению лишь его собственных потребностей. Такое отношение чревато тяжелыми последствиями: история знает немало примеров, когда вожаки оказывались растерзанными разочаровавшейся в них толпой.

Психологически сильному человеку трудно усвоить истину, ставящую для него интересы ведомого, уступающего ему практически по всем деловым качествам, выше его собственных. Ярко выраженный индивидуалист, привыкший всегда видеть в делах только свои интересы, никогда не станет надежным лидером, если не научится относиться к ним опосредованно. Вожак получает выигрыш от исполнения лидерских функций только тогда, когда удовлетворяет потребности группы. Нельзя относиться к ведомым как к слугам, которые должны быть рады услужить хозяину. Материальные и психологические блага от группы лидер получит только в том случае, если сумеет обеспечить и интересы ее членов.

Каждая группа может отличаться от других потребностями, определяемыми социальными и психологическими характеристиками ее членов. Но можно выделить некоторые основные мотивы, объединяющие ожидания всех тех, кто готов подчиниться сильной воле вожака.

* Целеполагание. Многие люди не чувствуют в себе способности правильно выбрать цель, обеспечивающую им счастливую жизнь, поэтому ищут человека, который готов был бы делать это за них.

* Уверенность в достижимости выбранной цели. Определить главную задачу недостаточно, чтобы успешно ее решить. Нужно еще не сомневаться в своем выборе, что для обычного человека оказывается невероятно трудным делом. Поэтому люди, склонные быть ведомыми, и предпочитают доверяться лидеру: «Раз начальник сказал, что надо делать именно это, -- значит, так оно и есть. Ему виднее. На то он и начальник».

* Психологическое бремя ответственности за результат. Если мы проявляем самостоятельность, то в случае неудачи приходится нести ответственность за ошибку (хотя бы перед собой). Для многих людей такое бремя оказывается невыносимым, и они предпочитают перекладывать его на лидера: «Мне сказали: «Делай так!» -- я и делал. Моя забота -- слушаться начальника». Поэтому для лидера недопустимо сваливать ответственность за неудачи на подчиненных. Если он хочет, чтобы ему были благодарны и доверяли, он всегда должен быть готов лично ответить за негативные результаты коллективного труда.

* Организация взаимодействия в группе (защита от внутренних угроз). Логику этой потребности ведомых можно выразить словами: «Защити нас от самих себя, а то мы поубиваем друг друга». Лидер всегда должен быть авторитетным судьей внутренних конфликтов коллектива (строгий, но справедливый!).

* Защита от внешних угроз. Многие люди не чувствуют в себе достаточных физических или психологических сил для противостояния серьезным угрозам внешнего мира. Они готовы отдать часть своей свободы вожаку в обмен на ощущение безопасности. Конечно, лидер не должен сам бросаться грудью на все «амбразуры», но он обязан организовать коллективную защиту, чтобы в случае каких либо осложнений у любого члена группы сохранялось ощущение крепкого тыла. Лучше всего суть этого передает символический клич «Наших бьют!», мобилизующий всех на помощь своему товарищу, попавшему в беду.

На основании перечисленных выше потребностей можно попробовать описать типичный образ лидера, представляемый ведомым. Хотя опять таки возможны отличительные особенности. Например, в одном коллективе ценят умение начальника при случае применить физическую силу и ненормативную лексику, а в другом -- навыки изысканно одеваться и разговаривать с «большими» людьми. Но существуют и общие для всех групп качества лидера.

* Способность решать типичные профессиональные задачи, приводящие человека к житейскому счастью. Руководитель должен быть символом успеха, на который равняются остальные. Логика поведения людей в этом случае выражается словами: «Раз он сам сумел достигнуть желаемого для каждого из нас благополучия, то и нас приведет к тому же, если мы будем слушаться его во всем». Поэтому лидеру нужно стараться демонстрировать более высокий уровень личного благополучия, чем у любого его работника. Свои реальные личные проблемы ему придется прятать от посторонних глаз, чтобы не прослыть «сапожником без сапог». Таким образом, хороший начальник постоянно занимается проблемами своих подчиненных, а если до своих руки не доходят, то об этом никому ни слова!

* Способность быть счастливым. Счастье, удовольствие от собственного существования, по сути, можно назвать обобщенной потребностью, определяющей поведение человека. Многие из нас вроде бы имеют все необходимое для этого, тем не менее удовлетворения не испытывают. И лидер своим поведением должен показывать ведомым, что он не только имеет необходимые блага для счастливой жизни, но и способен успешно их применить по назначению. За человеком, у которого с лица не сходит несчастное выражение, массы не пойдут: никто не поверит в его способность обеспечить им радость, раз уж он сам не смог добиться того же для себя. В поведении лидера должно присутствовать то, что в последние годы обозначают модным словом «драйв»: когда все его поведение показывает высшую степень наслаждения от процесса и хочется присоединиться к нему в его занятии. Тем самым люди стремятся получить не меньшее удовлетворение от жизни, чем удалось достичь ему. Драйв -- это психологическое заражение лидером других на примере своей счастливой жизни.

* Твердая уверенность в собственной правоте. Раз уж подчиненные страдают сомнениями, что, когда и как надо делать, то начальник их испытывать никак не должен. Именно его верой в успех коллектив и должен крепнуть. Естественно, лидер тоже имеет право сомневаться в принимаемых решениях, но он не должен показывать этого перед подчиненными! У лучших руководителей данное качество выражается в так называемой харизме. Человек, который оказывается в состоянии убедить окружающих в своей предназначенности вести их за собой, и становится...

Другие файлы:

Лидерство в менеджменте: стиль, ситуация и эффективность на примере турфирмы "Транс-Тур"
Оценка эффективности лидерства на зарубежных туристических предприятиях. Современные модели лидерства компаний сферы туризма в РФ. Анализ системы упра...

Лидерство и менеджмент. Теории лидерства и их применение
Основные характеристики и отличительные способности лидерства и менеджмента. Классические теории лидерства: с позиции личных качеств, поведенческий и...

Модели лидерства и их влияние на эффективность организации
Понятие, сущность и основные концепции лидерства. Анализ стиля руководства в организации и его влияния на эффективность управления персоналом на приме...

Значение открытия лидерства в менеджменте
Теоретические основы лидерства, сущность и определение понятия. Место лидера в управлении организацией, различие между ним и менеджером. Основные подх...

Новейшие технологии в развитии лидерских моделей
Изучение роли лидерства (умения сделать так, чтобы люди захотели выполнить задачу) в современном менеджменте. Методы создания мотивации и анализ факто...