Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Конкурентоспособность предприятия

Тип: контрольная работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Стратегия и действия руководителя на предприятии в условиях повышеного соперничества. Показатели конкурентных преимуществ, проведение мониторинга товара и определение позиции фирмы на рынке. Использование трудовых ресурсов и анализ фонда рабочего времени.
Краткое сожержание материала:

14

Содержание

Вариант 1

1. Ситуация

2. Задание

Список использованных источников

1. Ситуация

Предприятие некогда в прошлом достигало успеха, но в будущем для него ожидается усиление конкуренции.

1. Каков характер стратегии на предприятии?

2. Каков характер действий?

3. Какому стилю руководителя характерна эта ситуация?

4. Каковы будут действия руководителя?

Конкурентоспособность предприятия (его конкурентные возможности) в основном характеризуется двумя группами показателей:

1) характеристики товара, формируемые производством (в том числе потребительские характеристики, качество, техническое обслуживание, дизайн и другие характеристики), определяющие конкурентоспособность товара;

2) экономические и технические характеристики (показатели) условий создания, производства и сбыта товаров (цена, издержки производства, производительность труда, технический уровень производства, ресурсоемкость и т.д.), характеризующие ценовую конкурентоспособность товара и конкурентоспособность предприятия-производителя в целом. Кроме того, на конкурентоспособность товара и предприятия также оказывают влияние уровень конкуренции в отрасли, изменение соотношения спроса и предложения, финансовые и другие макроэкономические условия

Конкурентные преимущества предприятия отражают реальные возможности предприятия в конкуренции на конкретном рынке. Они определяются на основе анализа сильных и слабых сторон предприятия в сравнении с конкурентами. Реализация этих возможностей осуществляется через мероприятия, разрабатываемые по результатам такого анализа. Мониторинг и изучение конкурентоспособности товара должны вестись систематически и непрерывно с учетом фаз его жизненного цикла для своевременного определения изменений конкурентоспособности (показателей конкурентоспособности). Оценка этих изменений и тенденций развития целевого рынка позволяет предприятию своевременно принимать упреждающие решения, направленные на сохранение или укрепление рыночной позиции предприятия.

Базой для мероприятий служат численные показатели, определяющие позицию на рынке, степень конкурентной устойчивости этой позиции и возможные ее изменения.

Определение позиции предприятия на рынке предусматривает идентификацию факторов, непосредственно влияющих на изменение его доли в объеме продаж на рынке (национальном, региональном, мировом).

Систематизацию факторов, непосредственно влияющих на рыночную позицию предприятия, рассмотрим на примере потребительских товаров:

а) научно-технический уровень товара и его производства;

б) экономические (коммерческие) условия продаж;

в) организация сбыта и развитие технического обслуживания;

г) формирование имиджа предприятия и его влияние на объем продаж;

д) влияние тенденций изменения конъюнктуры рынка на рыночную позицию предприятия;

е) поддержка и содействие деятельности предприятия национальными и региональными органами.

Научно-технический уровень производства определяется уровнем конкретных технологий производства, использованием новых изобретений и открытий при создании товаров рыночной новизны, внедрением автоматизированных методов производства, совершенствованием управления и т.д. Эти факторы являются основными при формировании конкурентных преимуществ предприятия и обеспечении его конкурентоспособности на целевом рынке. Экономические и коммерческие условия продаж, обеспечиваемые предприятием, включают: предоставление кредитов покупателям, систему скидок с прейскурантной цены, в том числе при возврате ранее приобретенного товара аналогичного назначения. Бартерные сделки (товарообмен) во многом способствуют увеличению объемов продаж товаров, пользующихся спросом. Организация сбыта и развитие технического обслуживания служат эффективными средствами маркетинга по созданию конкурентных преимуществ предприятия, существенно влияющими на объем продаж конкурентного товара и укрепление его позиции на рынке. Формирование имиджа предприятия также требует постоянного отслеживания и учета при оценке его рыночной позиции. Влияние тенденций изменения конъюнктуры рынка выражается через факторы изменения спроса или изменения потребительских характеристик товаров, которые должны своевременно учитываться предприятием-производителем для сохранения и укрепления его рыночной позиции. Поддержка и содействие со стороны национальных государственных органов и местной администрации, а также других организаций проявляется через гарантии экспортных кредитов и других инвестиций, их страхование, налоговые квоты и льготы по другим платежам, предоставление субсидий, организацию информационной поддержки и другие меры. Поддержка государства и местной администрации создают благоприятные условия, стимулирующие производителей для удовлетворения общественных потребностей.

В качестве основных направлений формирования (укрепления) конкурентных возможностей предприятия могут рассматриваться:

1) ориентация деятельности на выпуск продукции, пользующейся спросом на рынке;

2) обеспечение через продажу конкурентных на рынке товаров получения намеченных и стабильных конечных показателей (оборот, прибыль, рост капитала и т.д.);

3) поддержание более низких издержек производства по отношению к конкурентам;

4) обеспечение более высокой производительности труда по сравнению со среднеотраслевой;

5) обеспечение качества продукции, требуемого рынком;

6) обеспечение технического уровня производства и продукции, позволяющих расширять производство и объем продаж;

7) совершенствование сбытовой сети. При этом особо следует отметить анализ издержек (затрат) на сбыт и транспортировку товаров, а также принятие необходимых мер для сокращения этих расходов в объемах, обеспечивающих получение желаемой прибыли;

8) обеспечение финансовых возможностей предприятия (наличие средств или источников заемных финансов) и другие факторы, способствующие формированию конкурентоспособных преимуществ.

Стратегия предприятия в области обеспечения конкурентоспособности продукции в большой степени зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция (ЖЦП). Обычно выделяют четыре или пять таких стадий (табл. 1).

Таблица 1

Характе-ристики товара и его производства

Стадии жизненного цикла продукта и развития его целевого рынка

внедрение

рост

зрелость

насыщение

спад

Изменения продукции

очень высокие

высокие

средние

низкие

очень низкие

Изменения в процессах

низкие

средние

высокие

низкие

низкие

Конкуренция

неценовая

неценовая

ценовая

ценовая

со стороны нового товара

Экспорт

низкий

высокий

снижа-ющийся

передача производства за границу

производ-ство за границей

В бизнесе существуют две основополагающие стратегии: достижение превосходства в вопросах издержек производства и создание специализированных изделий, допускающих реализацию по повышенным ценам. На практике применяются смешанные стратегии. Их привязка к этапам ЖЦП означает приоритетность той или иной стратегии на данном этапе.

Создание изделий, не имеющих аналогов по назначению, является одним из вариантов стратегии промышленного предприятия по достижению наивысшей конкурентоспособности (так называемая стратегия ухода от конкуренции). По существу - это принципиально новая продукция, ориентированная на новые общественные потребности.

Стратегия предприятия в области конкурентоспособности продукции при достижении продуктом определенного развития его рынка заключается в обеспечении меньших по сравнению с вновь разрабатываемыми аналогами эксплуатационных затрат на единицу потребительского эффекта, прежде всего за счет возможностей использования сложившейся (созданной) инфраструктуры.

Изменение содержания стратегии в вопросах конкурентоспособности в зависимости от стадии ЖЦП представлено на рис. 1.

14

Рисунок 1 Стратегия предприятия в вопросах конкурентоспособности

Каждая из четырех стратегий может оказаться нерезультативной, если производитель не является новатором. Новатором принято считать производителя, который б...

Другие файлы:

Конкурентоспособность предприятия
Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества. Формирование конкурентных преимуществ предприятия. Анализ стратегий конкуренц...

Конкурентоспособность предприятия торговли и пути ее укрепления
Конкурентоспособность предприятия торговли и определяющие ее факторы. Управление конкурентоспособностью в торговле. Анализ конкурентоспособности ООО "...

Конкурентоспособность предприятия, способы и мероприятия для её повышения
Конкурентоспособность предприятия: сущность, определение, параметры и показатели. Анализ конкурентоспособности ООО "Строительные материалы". Оценка ко...

Конкурентоспособность туристского предприятия в современных условиях
Конкуренция и конкурентоспособность предприятия. Ключевые факторы успеха турфирмы. Основные цели и направления деятельности туристического предприятия...

Конкурентоспособность туристского предприятия
Понятие конкурентоспособность предприятия, методы ее оценки. Анализ финансовой деятельности туристского предприятия. Оценка конкурентных преимуществ....