Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Компетентность в общении и решение проблем собственного трудоустройства

Тип: реферат
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Социальная компетентность как показатель развития социальных способностей, социальной одаренности личности. Психологическая компетентность менеджера. Процесс двустороннего обмена информацией. Решение различных проблем профессионального взаимодействия.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Колледж Экономики и информационных технологий

Реферат на тему:

Компетентность в общении и решение проблем собственного трудоустройства

Подготовила: студентка группы ГИ-31

Измуканова Г. Б.

Преподаватель: Дакешова З. Н.

Уральск, 2013 г

В понятии «компетентность» также, с нашей точки зрения, в отличие от способности к общению, способности к разрешению конфликта - также акцентирован момент занятия управляющей позиции относительно своего общения, а значит и своих межличностных отношений, которые, согласно М.И. Лисиной в этом процессе и складываются, выступая продуктом общения. «Компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в себе самом -- собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче» (Петровская, 1996) с целью «устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми» (Ю.М. Жуков).

Конфликтная компетентность - это, прежде всего, ориентация на управление конфликтом, что подразумевает занятие участником конфликта субъектной позиции: активной, инициативной, осознанной. В ряду профессионально значимых характеристик менеджера особое место занимает конкурентоспособность. В динамически изменяющихся современных условиях осуществления активности конкурентная выживаемость субъекта определяет не только успешность и результативность деятельности, но и субъективную удовлетворенность собственной профессиональной и социальной состоятельностью.

Анализ исследований показывает, что в основном в структуре; компетентности выделяются три компонента: теоретический, практический, личностный.

Для общей и профессиональной успешности современного менеджера большую роль играет уровень развития коммуникативной компетентности, которая исследуется в контексте проблематики общения, взаимодействия и социальной перцепции. Коммуникативная компетентность определяется как сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психологические знания в области общения, свойства личности, психологические состояния, сопровождающие процесс общения.

Социальная компетентность рассматривается как показатель развития социальных способностей, социальной одаренности. Эта категория в широком смысле отражает соотношение субъектности и социальности личности как имманентно присущих ей характеристик в качестве субъекта взаимодействия с различными агентами социума. В качестве критерия компетентности указывается содержание результата трудовой деятельности, общения или личностной успешности.

Человек как субъект профессиональной деятельности выступает одновременно носителем технологической компетентности в определенной сфере и партнером социального взаимодействия.

Менеджмент рассматривается как ресурс в повышении стандарта жизни как организаций, общества, так и конкретного человека. Исследование проблемы детерминант успешной деятельности менеджеров разного типа становится все более актуальной задачей психологической науки. Анализ опыта подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров дает возможность очертить проблемное поле рисков, которые возникают у современного менеджера в данной области. Это, прежде всего недостаточный уровень развития психологической компетентности, что затрудняет решение вопросов социального взаимодействия.

Психологическая компетентность менеджера проявляется в контексте профессиональной деятельности и общения, профессионального развития, а также в социальном взаимодействии. Каждый вид психологической компетентности имеет свое специфическое функциональное назначение и по-разному влияет на профессиональное развитие. Когнитивная компетентность обеспечивает эффективное решение профессиональных задач.

Коммуникативная компетентность дает возможность успешно позиционировать себя как субъекта общения, продуцируя позитивные отношения с другими, эффективное решение проблем профессионального взаимодействия, и обеспечивает оптимальное транслирование смыслов, ценностей, технологий, содержания предмета деятельности, конструктивных моделей взаимодействия с миром.

Деятельность менеджера многоаспектна и, прежде всего, связана с большими информационными потоками, которые требуют различного рода трансформации и выделения смысловых осей. В ходе исследования было показано, что существуют определенные этапы формирования психологической компетентности как профессионально значимого качества менеджера.

· общепсихологическая подготовка по специальным учебным программам, включающая вопросы социальной психологии предпринимательства;

· изучение методов экспресс-диагностики состояния собеседника психогигиены умственной деятельности и психогигиены общения;

· деятельность психологической службы, реализующей просветительскую, диагностическую, консультативную и коррекционно-развивающую функции сопровождения развития человека в процессе профессиогенеза;

· осознание роли психологической компетентности специалиста в успешности освоения профессиональной деятельности;

· систематическое проведение тематических тренингов, направленных на развитие социально-психологических умений и навыков, умений самопрезентации и саморегуляции, а также тренингов сензитивности, уверенного поведения и др.

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона - в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения - процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1. Язык - система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю "стол", я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, - это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, "субъективный" смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным. Эти умения называют "социальным интеллектом", "практически-психологическим умом", "коммуникативной компетентностью", "коммуникабельностью".

Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация - в переводе с латыни обозначает "общее, разделяемое со всеми". Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. Коммуникативная компетентность рассматривается как сложное образование, в которое входят уровни ценностей, установок, умений (Петровская Л.А.); как система внутренних средств регуляции коммуникативных действий (Жуков Ю.М.); ка...

Другие файлы:

Проблема трудоустройства инвалидов и решение проблем
Понятие инвалидности и критерии определения трудоспособности. Документы требуемые для трудоустройства. Гарантии занятости инвалидов, мероприятия по тр...

Проблемы трудоустройства в современной России
Понятие и значение трудоустройства; факторы, влияющие на состояние занятости и безработицы. Роль и значение органов Федеральной службы по труду и заня...

Проблемы трудоустройства молодых специалистов после окончания ВУЗа
Безработица и занятость в России. Государственная политика данной в сфере. Молодежь и особенности ее трудоустройства. Молодежный рынок труда и его спе...

Компетентность как фактор трудоустройства
Концептуальная, математическая и операциональная модель социальной проблемы. Трудоустройство как любой процесс устройства на работу как самостоятельно...

Проблемы трудоустройства выпускников
Проблемы качества подготовки специалистов высшей квалификации и их дальнейшее трудоустройство. Причины "перепроизводства" выпускаемых специалистов. Пл...