Информационная культура организации
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Министерство образования и науки РФ
Электростальский политехнический институт (филиал)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
"Московский государственный машиностроительный университет" (МАМИ)
Кафедра "Менеджмент"
Курсовой проект
Информационная культура организации
выполнил: студентка
группы ДМГ-09-1
Терентьева А.А
Проверил: доцент
кафедры "Менеджмент"
Соболь Т. С.
Электросталь 2013 г.
Содержание
Введение
1. Понятие информации
2. Информация и общество
3. Информационные технологии
4. Информационная культура организации
4.1 Уровни информационной культуры
4.2 Виды информационной культуры
4.3 Формирование информационной культуры
5. Проектирование организационной культуры управления
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время практически нет сферы человеческой деятельности, которая бы не испытывала зависимость от рынка информации и не нуждалась в использовании новейших информационных технологий (ИТ).
Информационные технологии - это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработкой огромного потока информации с применением вычислительной техники.
Информационный рынок - совокупность средств массовой информации, предлагающих разнообразный информационный продукт для населения с учетом интересов и информационных потребностей [4].
Информатизация общества обусловлена резким возрастанием роли и значения информации. В современном обществе активно развивается информационная среда, а деятельность человека включает создание, переработку, хранение, передачу и накопление информации. Общество приступило к созданию единого мирового информационного пространства, заполненного информационными ресурсами. Так что же такое информационная культура?
Информационная культура - способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и ИТ [7].
Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой [1].
Информационные технологии становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор - уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии. Информация становится предметом массового потребления. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества - количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д. Вырабатываются правовые основы информационного общества. Возник целый спектр отношений по поводу создания, обслуживания и использования ИТ: финансовые, правовые, а на их стыке - социально-трудовые отношения.
ИТ вносят существенные изменения в характер и содержание труда:
• все виды труда имеют тенденцию становиться компьютеризированными: все больше рабочих мест оснащаются компьютерами;
• постоянно меняются средства труда (появляется новое программное обеспечение , новые устройства, новые телекоммуникационные возможности); меняется характер труда: сократился удельный вес рутинного исполнительского труда, повысилась доля административного и творческого труда;
• в структуре занятости снижается доля рабочих и растет доля служащих;
• преобразуется предмет труда служащих: появилась возможность полного или частичного перехода на электронный документооборот;
• происходит перманентный клиринг рынка труда - высвобождаются контингента работников, у которых не получилось адаптироваться к изменениям в содержании труда;
• активно используются гибкие формы занятости, прежде всего занятость с удаленным доступом;
• появилась новая социально-профессиональная группа - специалисты по ИТ.
Теперь рассмотрим информационную культуру, а в частности информационную культуру организации подробнее.
1. Понятие информации
Информация окружает нас со всех сторон, она содержится в человеческой речи, книгах и журналах, сообщениях радио и телевидения, показаниях аппаратов и приборов. Воспринимается информация человеком с помощью органов чувств, хранится и перерабатывается с помощью мозга и центральной нервной системы. Передается информация обычно с помощью предметов или живых существ и связана с событиями, происходящими в окружающем мире.
Термин информация происходит от латинского слова "informatio", что означает разъяснение, изложение. С философской точки зрения информация - это отражение реального мира с помощью сведений или сообщений, а само сообщение - это форма представления информации в виде текста, изображения, цифр, графиков, таблиц. В широком смысле слова информация - это ключевое понятие современной науки, которое стоит в одном ряду с такими основополагающими категориями, как материя, энергия, время, пространство, и включает в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.
Существует три основных подхода к понятию "информация":
• Научный подход. Информация - исходная общенаучная категория, отражающая структуру материи и способы ее познания.
• Абстрактный подход. Информация - последовательность символов, которые несут смысловую нагрузку для исполнителя.
• Конкретный подход. Рассматриваются конкретные исполнители с учетом специфики систем команд. Например, для персонального компьютера информация - это нули и единицы; для человека - звуки, образы и символы.
Заслуживают внимания несколько концепций информации. Одна из них принадлежит Клоду Шеннону, одному из основоположников современной теории информации, который определяет информацию как меру неопределенности события. Вторая концепция, сформированная в недрах кибернетики, рассматривает информацию как свойство всей материи. Третья точка зрения ориентируется на понятие информации как части человеческого знания.
В настоящее время понятие информации имеет глубокий и многогранный смысл:
• в житейском плане - это сведения об окружающем мире, воспринимаемые человеком или специальными устройствами;
• в технике - это сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов;
• в теории информации - это сведения, которые полностью снимают или уменьшают существующую неопределенность;
• в кибернетике - это та часть знаний, которая используется для активного действия, управления;
• в семантической теории - это сведения, обладающие новизной.
Информация распространяется не только в пространстве, но и во времени. Древние рукописи, книги, наскальные рисунки, археологические находки - это источники информации из глубины времен. Геологические отложения - свидетели исторических процессов развития земли. Генетическая информация, хранящаяся в закодированном виде в молекуле ДНК, рассматривается как непрерываемая смена поколений живых существ.
Обработка информации - процесс получения новой информации из уже имеющегося массива информации. Преобразование информации может быть связано с изменением ее содержания или формы представления. Редактирование текста, математические вычисления, логические умозаключения - примеры получения новой информации.
2. Информация и общество
Информация - это форма существования знания, отчужденного от автора и ставшего общественным достоянием.
Развитие вычислительной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного.
Информация становится жизненно важным атрибутом развития информационного общества.
Деятельность людей, групп, организаций все больше начинает зависеть от информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эти новые знания в полном объеме. Выходом из информационного кризиса можно считать эволюционный процесс или информатизацию общества, где основное внимание уделяется усвоению достоверного, исчерпывающего и своевременного знания. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса, где основное внимание уделяется усвоению достоверного, исчерпывающего и своевременного знания. Информатизация общества направлена на овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. На первый план выходит не компьютерная техника и информационные технологии, а информационный сектор общественного производства. Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулирую...
Проектная деятельность как средство формирования информационной культуры
Основные подходы к определению понятия "информационная культура". Информационная культура личности педагога. Особенности циркуляции информационных пот...
Информационная культура студента
Важной социально-образовательной предпосылкой информатизации общества в целом, и образования в частности, является распространение информационной куль...
Информационная культура личности
Информационная культура — сравнительно новая научная и учебная дисциплина. В пособии раскрыто ее теоретическое, методическое и практическое содержание...
Курсовой проект Сведения о товаре на овощебазе
Наша жизнь постоянно изменяется и наполняется новыми технологиями. Сейчас нет ни одного человека, который не использовал бы их для облегчения своей ра...