Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Инновационные возможности предприятия

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Инновационный потенциал как одна из основных характеристик инновационных возможностей. Понятие инновационного климата, коэффициенты обеспеченности предприятия ресурсами. Исследование и оценка инновационных возможностей на примере предприятия ЗАО "ЗАВ".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Теоретические основы, определяющие инновационные возможности предприятия

1.1 Инновационный потенциал как одна из основных характеристик инновационных возможностей

1.2 Понятие инновационного климата

1.3 Инновационная активность. Коэффициенты обеспеченности предприятия ресурсами

2. Исследование и оценка инновационных возможностей на примере закрытого акционерного общества «ЗАВ»

Заключение

Список использованных источников

Введение

Инновация -- это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Все существующее стареет, поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Инновационные возможности предприятия - это то, насколько эффективно и рационально фирма и ее руководство могут распорядиться имеющимися ресурсами в условиях внешней среды для создания и внедрения на рынки новшеств. Существенно влияют на выбор стратегии финансовые возможности фирмы и степень зависимости от внешней среды. Возможности фирмы могут быть обусловлены также правовым регулированием поведения фирмы, социальными ограничениями, влиянием природной среды, политическими факторами. В данной работе мы рассмотрим инновационные возможности предприятия: инновационный потенциал, инновационный климат и инновационную активность предприятия.

1 Теоретические основы, определяющие инновационные возможности предприятия

1.1 Инновационный потенциал, как одна из основных характеристик инновационных возможностей

Под инновационным потенциалом принято считать экономические возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот. Способность хозяйствующего субъекта наиболее эффективно реализовывать ту или иную функциональную задачу при максимальном использовании имеющихся экономических ресурсов. К таким возможностям можно отнести следующую совокупность ресурсов, необходимых для эффективного осуществления инновационной деятельности [1]:

· интеллектуальные (технологическая документация, изобретения, патенты, лицензии, полезные модели, промышленные образцы);

· материальные (опытно-приборная база; пилотные установки; исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование);

· финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, бюджетные, грантовые);

· кадровые (лидер-новатор, заинтересованный в инновациях; персонал, имеющий специальное образование и опыт проведения НИР и ОКР; специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозирования скрытых потребностей покупателей);

· инфраструктурные (собственные подразделения НИР и ОКР, конструкторский отдел, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, лаборатория контроля качества продукции, патентно-лицензионный отдел);

· дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности (партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами, в т.ч. зарубежными; ресурс площадей, информационный отдел, опыт управления проектами, стратегическое управление предприятием).

Инновационный потенциал формируется из двух основных материальных и невещественных составляющих: инновационного потенциала материальных ресурсов и интеллектуального потенциала. Каждая составляющая инновационного потенциала имеет свою специфику использования для развития, испытывает влияние различных факторов, формирует сильные и слабые стороны предприятия. Структура состава инновационного потенциала представлена на рис. 1.

Рис. 1. Составные элементы инновационного потенциала предприятия

Основную видимую часть инновационного потенциала составляют материальные ресурсы, которые подразделяют на оборотные активы и основные средства. К основным средствам относятся: машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и приборы, библиотечные фонды. Здесь важно учесть, что объект основных средств признается активом, если существует вероятность получения предприятием экономической выгоды от его использования. Оборотные активы в большей своей части представлены финансовыми ресурсами и отгруженной продукцией, которые вместе составляют финансовые возможности для последующих инвестиций и реализации проектов. Другое дело обстоит с интеллектуальным потенциалом. Данный потенциал представляют невещественные активы, действие которых приводит к небывалым результатам. Основной особенностью данного потенциала является то, что он может качественно преобразовывать деятельность предприятия, влияя на все его сферы от производства до управления.

Учитывая неоднородность интеллектуального потенциала, среди его ресурсов следует различать: нематериальные активы, маркетинговые ресурсы, управленческо-инфраструктурные ресурсы и трудовые ресурсы.
В соответствии с действующим законодательством нематериальные активы - это не овеществлённые активы, то есть немонетарные активы, которые не имеют материальной формы, могут быть идентифицированные (отделенные от предприятия) и содержаться предприятием с целью использования в течение периода более одного года (или одного операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, в административных целях или предоставленный в аренду другим лицам[2].

Наличие и масштабы развития этих сфер инновационной деятельности определяют как текущую меру готовности, так и будущую степень эффективности освоения предприятием новых технологий. От величины инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии инновационного развития. Так, если у предприятия имеются все необходимые ресурсы, то оно может пойти по пути стратегии лидера, разрабатывая и внедряя принципиально новые, или базисные, инновации. Если инновационные возможности ограничены, то целесообразно их наращивать и избирать стратегию последователя, т.е. реализовывать улучшающие технологии. Такой подход к трактовке инновационного потенциала можно считать классическим.[4]

Сегодня при выборе той или иной стратегии разработки и внедрении новых технологий недостаточно ограничиваться оценкой и учетом факторов только инновационной сферы. В настоящее время такой подход начинает изживать себя. Причиной тому является резкое сокращение срока жизни инноваций, который вызывает повышение интенсивности появления на рынке все новых и новых товаров и услуг. Практически ежедневное обновление ассортиментных рядов на отдельных товарных рынках приводит к тому, что инновационные товары, или сегодняшние новинки, назавтра таковыми не являются. На их смену приходят другие инновации. В производстве при таких условиях новые технологии очень быстро становятся текущими или даже устаревшими продуктами. Так, в мире на рынке карманных персональных компьютеров и сотовых телефонов новые модели появляются в среднем раз в три-шесть месяцев, оргтехника - чуть больше года, автомобили - через три-четыре года. Поэтому сегодня при разработке стратегий инновационного развития и определении инновационного потенциала предприятия следует оценивать не только возможности инновационной сферы, но и анализировать достаточность ресурсов для текущего производства инноваций. Речь, прежде всего, идет о проблеме одновременного финансово-экономического обеспечения производства недавно созданных инноваций, или существующих продуктов, и развития новых.

Другими словами, под инновационным потенциалом предприятия в современных условиях следует понимать его максимальные возможности генерировать высокую инновационную активность, которые проявляются в эффективном обеспечении новых и будущих технологий. Отсюда оценку инновационного потенциала предлагается проводить на предмет достаточности у предприятия финансово-экономических ресурсов для эффективного обеспечения не только стратегической инновационной, но и текущей производственной деятельности.

1.2 Понятие инновационного климата

Инновационный климат - это сложившиеся за определенный период времени условия в окружении организации, влияющие на эффективность ее инновационной деятельности. Состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Включает макроклимат (факторы дальнего окружения) и микроклимат (факторы ближнего окружения).[3] Составляющие инновационного макроклимата предприятия подразделяются на четыре основные сферы. 1. Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера (социальная напряженность, доступ к сырьевым, топливным, энергетическим и материально-техническим ресурсам, транспорт, доступ к информационным ресурсам). 2. Технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации, наличие НИИ, консалтинговых, инжиниринговых, венчурных и других фирм). 3. Экономическая и финансовая сфера (налоги, льготы на проведение НИОКР, инвестиционный климат на федеральном уровне, наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов). 4. Политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы и программы, законодательная база, регулирующая проведение НИОКР). Микроклимат - это ближнее окружение организации, силы и факторы, непосредственно влияющие на ее работу. Рассмотрим их более подробно. 1.Зона хозяйствования. 2.Зона капиталовложений. разработка и коммерциализация...

Другие файлы:

Диффузия инноваций: сущность, этапы, инновационные роли предприятий
Инновационные процессы как основа экономического развития. Анализ диффузии инноваций - распространения новшеств в обществе. Исследовательский, проектн...

Деятельность ООО "Инновационные ВЭБ-технологии"
Характеристика предприятия ООО "Инновационные ВЕБ- технологии". Основные потребители предприятия и их характеристика. Организационная структура делопр...

Инновационные методы формирования себестоимости продукции (работ, услуг) и роль контроллинга в снижении ее уровня
Понятие и классификация, типы себестоимости продукции предприятия. Сущность и цели контроллинга. Инновационные методы управления себестоимостью на при...

Кадровая политика предприятия
Общая характеристика и направления деятельности предприятия РИА "Альянс". Структура и деятельность основных отделов рекламно-информационного агентства...

Экономика предприятия. Учебник
В учебнике последовательно изложены теоретические, методологические и практические вопросы формирования и развития экономики предприятия. Приведена об...