Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Деловое общение и культура речи

Тип: дипломная работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Культура речи - составляющая делового образа государственного служащего. Деловое общение; характеристика деловой речи. Особенности и виды организационно-распорядительных и справочно-информационных документов: должностная инструкция, распоряжение, справка.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Деловое общение и культура речи

Содержание

Введение

1. Российская деловая культура

1.1 Культура речи как составляющая делового образа государственного служащего

2. Деловое общение

2.1 Деловое общение как форма организации предметной деятельности

2.2 Характеристики деловой речи

3. Деловые документы - один из видов письменной речи

3.1 Деловые документы и их особенности

3.2 Рассмотрение основных видов организационно-распорядительных и справочно-информационных документов (должностная инструкция, распоряжение, справка)

Заключение

Библиография

Введение

Культура речи является составляющей частью образа жизни любого человека. Она формируется с начала социализации личности, то есть с того момента, когда ребёнок начинает жить в обществе. Прививая нормы культуры речи с раннего детства, формируется основа грамотной, корректной, точной, лаконичной письменной речи; также формируется эмоциональная краткая или развёрнутая (при той или иной степени необходимости) устная речь. В деловой сфере человеку необходима и устная, и письменная речь, поэтому культура деловой речи формируется из данных двух форм.

Деловая речь является непременным условием и одной из составляющих делового образа работника.

В современных условиях хозяйствования, при рыночной экономике, рост безработицы достаточно велик, поэтому государственная служба становится одной из сфер деятельности, где рабочие места вакантны. Соответственно на данных местах должны работать профессионалы. Их деловой образ формируется из большого количества составляющих, где деловая речь не исключение.

Актуальность данной темы объясняется следующими обстоятельствами. Учитывая требования современной жизни, государственные служащие должны владеть как навыками делового речевого общения, так и навыками делового письма. Практически все служебные дела начинаются, осуществляются и завершаются при помощи речевых взаимодействий между людьми (обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих идей, подведение итогов, проведение совещаний, конференций и многое другое), поэтому современный работник должен грамотно строить свое устное деловое высказывание. Кроме того, современный человек должен в совершенстве владеть огромным разнообразием жанров делового письма. Грамотность письменной речи государственного служащего имеет большое значение в любой сфере деятельности. Культура деловой речи удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни.

Государственный служащий должен воспитывать культуру письменной и устной деловой речи, формировать устойчивое представление о владении культурой деловой речи как неотъемлемом качестве современного делового человека.

Целью исследования является рассмотрение форм деловой речи, формирующих культуру речи государственного служащего в целом, в соответствии с этим предлагаются следующие задачи:

1. Рассмотреть культуру речи как составляющую делового образа государственного служащего;

2. Рассмотреть деловое общение как форму организации предметной деятельности;

3. Рассмотреть характеристики деловой речи;

4. Рассмотреть деловые документы и их особенности;

5. Рассмотреть основные виды организационно-распорядительных документов (должностная инструкция, распоряжение, справка).

Практическая значимость - улучшение речевого уровня культуры государственного служащего. В первой главе рассматривается культура речи как составляющая делового образа государственного служащего.

Во второй главе рассматривается деловое общение как форма организации предметной деятельности и характеристики деловой речи.

В третьей главе рассматриваются деловые документы и их особенности; основные виды организационно-распорядительных и справочно-информационных документов на примере должностной инструкции, распоряжения, справка.

В ходе изучения проблемы используются материалы учебников, учебных пособий, периодических изданий, законов.

1. Российская деловая культура

1.1 Культура речи как составляющая делового образа государственного служащего

Общаясь с людьми, мы создаем в их глазах собственный образ. От искусства общения зависят наши шансы быть принятыми не только в обычный круг общения, но и быть принятыми на престижную работу, достичь высоких результатов и подняться вверх по служебной лестнице. Порой из-за неудачно оброненной в неподходящий момент фразы кандидат не получал желанного места, перспективный работник - повышения по службе, а некоторые даже лишались работы.

В настоящее время к культуре речи государственного служащего предъявляются высокие требования. Речь должна быть не только правильной в орфоэпическом, лексическом и грамматическом отношении, но и хорошей, стилистически целесообразной и дифференцированной. Поэтому внимание лингвистов, методистов и преподавателей школ и вузов все больше привлекает изучение функциональных стилей и видов речи.

На протяжении нескольких веков лингвистика изучала человека "молчащего" (пишущего) и лишь недавно она стала изучать человека "говорящего". А ведь устная речь является основной формой существования языка. По наблюдениям психологов, в повседневной речи человека звучащая речь значительно преобладает над письменной: в среднем в день мы тратим три четверти времени на говорение и восприятие звучащей речи. Особенно заметно преобладание звучащей речи над письменной в последние десятилетия, когда телефон серьезно потеснил личную переписку, радио и телевидение стали опасными конкурентами печатных СМИ, а удельный вес неподготовленных выступлений в деловом общении и общественной жизни существенно вырос.

Устная речь занимает значительное место в профессиональном общении на государственной службе. Для устного делового общения существенны следующие соотношения: публичность - непубличность, диалогичность - монологичность, непосредственность - опосредованность, спонтанность, неофициальность - подготовленность, официальность. Устное деловое общение может быть строго официальным (доклады, выступления на конференциях), менее официальным (выступления в дискуссиях на рабочих совещаниях), полуофициальным и неофициальным (повседневное служебное общение).

Среди жанров устной деловой речи можно выделить следующие: деловая беседа, служебный телефонный разговор, устный отчет о работе; интервью, например собеседование с новым сотрудником; дискуссионное выступление на совещании, доклад на конференции, публичная юбилейная речь и другие.

В устной деловой речи допускают ошибки разного рода: лексические, грамматические, стилистические. Существует множество трудностей, встречающихся в практике устной деловой речи.

Слушая устную речь, мы не задумываемся над ее звучанием, а непосредственно воспринимаем смысл произносимого. Каждое же отклонение от нормативного произношения отвлекает слушающего от содержания высказывания, вызывает недоумение, а часто и раздражение, то есть нежелательный для говорящего психологический эффект.

Нормы и правила литературного произношения изучает орфоэпия (от греческого orthos - правильный и epos - речь). Предметом орфоэпии - одного из важнейших разделов языкознания - являются нормативное произношение звуков и постановка ударений в словах.

По произношению человека, а именно по тому, как он ставит ударения или произносит звуки, можно многое о нем узнать. Например, определить, где родился или в каком регионе живет говорящий, можно по некоторым фонетическим особенностям произнесения отдельных звуков. Существуют такие диалектные особенности, как "оканье", "яканье".

Как правило, можно узнать, где работает человек: часто профессионалы произносят на свои манер некоторые термины или предметы профессионального обихода. Существуют возрастные особенности произношения: молодые люди говорят быстрее пожилых.

Лингвистические исследования показывают, что на фонетическом уровне существуют заметные различия в речи двух полов: в частности, в больших городах, расположенных на диалектных территориях, речь женщин ближе к нормативной, чем речь мужчин, а в сельской местности речь женщин более консервативна и лучше сохраняет диалектные черты. Однако главная информация, которую можно получить о говорящем по произношению, - это информация об уровне образования и его общем культурном уровне.

Какое же произношение считается образцовым? Это произношение, соответствующее орфоэпическим нормам современного русского литературного языка. Ответы на конкретные вопросы о правильном произношении отдельных слов и грамматических форм дают специальные словари русского языка.

Нормы произношения, как и другие языковые нормы, с одной стороны, консервативны и соответствуют орфоэпическим традициям наиболее образованной части общества, но, с другой стороны, произносительные нормы динамичны и изменяются в силу ряда внешних (социальных) факторов и внутренних тенденций развития языковой системы. Поэтому пользоваться следует только последними изданиями словарей нормативного произношения.

Все...

Другие файлы:

Методические указания к выполнению контрольной работы Контрольная работа по дисциплине «Культура речи и деловое общение»

Культура речи и деловое общение
Понятие культуры речи. Выразительные средства языка. Характерные особенности нормы литературного языка. Качества грамотной речи. Типичные лексические...

Формы деловой речи, формирующих культуру речи государственного служащего
Культура речи как часть делового образа государственного служащего, принципы риторики. Особенности деловых документов и характеристика их видов: должн...

Культура речи и деловое общение
Выполнение заданий по фонетике, словообразованию и грамматике русского языка. Составление предложений со словами иноязычного происхождения. Исправлени...

Этика речевых коммуникаций
Деловое общение необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Этика делового общения традиционного общества. Культур...