Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Государственное антикризисное регулирование: сущность и направления

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Формы воздействия государства на экономическую систему. Государственные управленческие функции. Направления и меры финансового регулирования производства и социальной сферы. Стадии проведения процедур банкротства. Органы антикризисного регулирования.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Экономическое положение России улучшается. Страна постепенно выходит из кризиса, но, не смотря на это, многие предприятия и организации всё ещё находятся в той или иной стадии кризисного финансового состояния.

Подавляющее большинство кризисов в хозяйствующих субъектах возникают из-за того, что они существуют в социально-экономической системе, которая имеет интересную предрасположенность к циклическим колебаниям: изменяются люди, их потребности, интересы общества в целом, техника и технология, появляются новые продукты, работы и услуги. Так как предприятия и организации осуществляют свою деятельность в рамках производственной, финансовой, инвестиционной сферы, т.е. внутри социально-экономической системы, то всё это определяет её (деятельности) связь с различными видами рисков.

Руководство не всегда подготовлено к принятию радикальных мер для того, чтобы сохранить себя в рыночной системе, так как в противном случае предприятию грозит ликвидация. В таких ситуациях инициативу принимает на себя государство - властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабах страны [1; 12с.].

В таком случае во внутреннюю среду предприятия вмешиваются внешние управленческие структуры, т.е. наступаю процедуры несостоятельности (банкротства). Это можно определить высказыванием революционных лет: «стены сломаны, крепость пала, войско разбито, командиры пленены, началась экспроприация ценностей». На первый взгляд нам кажется, что применяются слишком жёсткие меры, но всё это делается лишь для того, чтобы уберечь от дальнейшего разрушения то, что ещё можно сохранить и во что ещё можно вдохнуть жизнь. В данном случае процедуры банкротства обеспечивают эволюцию производства, продвижение нового, отмирание старого, т.е. прогрессивное развитие рыночной экономики.

Глава 1. Государственное антикризисное регулирование: сущность и направления

Проблема участия государства в регулировании экономики имеет весьма продолжительную историю. Причиной этому являются волнообразные процессы развития технической цивилизации и экономических отношений, а также изменения приоритетов политических институтов. На разных этапах развития человечества функции государственных институтов в регулировании хозяйственной жизни территории и отраслей менялись. Причём расширение или сужение государственных функций управления хозяйствующими субъектами, регулирования межсубъектных отношений происходило неоднократно на протяжении веков. Всё это свидетельствует о том, что нет прямой зависимости между общей тенденцией развития мирового хозяйства по пути интенсификации и усилением или ослаблением государственного регулирования экономики. Тем не менее, государство как гарант стабильности общественного воспроизводства влияет на экономику в следующих ситуациях:

- Милитаризация экономики для выполнения оборонительных или агрессивных задач;

- Ускорение осуществления энергетических, производственных, социальных, экологических, научных, технических, военных и других программ национального масштаба;

- Изменение геополитического положения государства;

- Смена способа производства (достижение соответствия производительных сил и производственных отношений);

- Мобилизация сил для преодоления политического и экономического кризиса [2, стр.49].

Но вопреки общепризнанному мнению, государство является не внешней системой, а составной частью, другими словами элементом рыночной экономики, в связи с чем осуществляет своё воздействие (регулирование) на различные сферы воспроизводственного процесса. Лучше понять данную систему поможет Рис.1., на котором изображены важнейшие рычаги воздействия государства на экономику.

Рис.1. Важнейшие формы воздействия государства на экономическую систему

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - система опосредованного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов и тем самым на экономику в целом [3, стр.31].

Пути воздействия могут применяться различные:

Правовое - законотворчество и обеспечение соблюдения законодательства;

Административное - издание постановлений, распоряжений, нормативных документов и других решений государственных и муниципальных органов по административному регулировани

Размещено на

ю деятельности хозяйствующих субъектов;

Экономическое - создание условий для развития деловой активности коммерческих организаций в направлении государственных и муниципальных приоритетов (налоги, платежи, ссуды, заказы и т.п.);

Размещено на

Социальное - издание документов, регламентирующих воспроизводство кадров

Размещено на

, участие работников в хозяйственной деятельности (найм, зарплата, условия труда и отдыха, специальная учёба, работа с молодёжью и пенсионерами и др.);

Экологическое - понуждение хозяйствующих субъектов к выполнению природоохранных мероприятий, выдача технических условий фирмам, осуществляющим размещение промышленных и других объектов;

Размещено на

Информационное - создание постоянно обновляющегося информационного поля для функционирования хозяйствующих субъектов в приоритетных направлениях

Размещено на

[2, стр. 50].

ГРЭ может решать задачи различного характера, но степень его воздействия на экономику должна вписываться в рациональные рамки. Уровень участия государства в активности отдельных хозяйственных систем в социальной рыночной экономике представлен в виде диаграммы на Рис.2.

Для ликвидации сбоев в функционировании рыночного механизма на микроуровне, создания условий для преодоления кризисных явлений государство проводит государственное антикризисное управление (ГАУ) и регулирование (ГАР).

Понятие «антикризисное управление» связано с непосредственным влиянием субъекта управления на объект управления.

Рис.2. Уровень участия государства в активности отдельных хозяйственных систем в социальной рыночной экономике

К государственным управленческим функциям относится:

Организация управления предприятиями федерального подчинения.

Участие в управлении предприятиями с государственной долей собственности, путём выборов или

Размещено на

назначения в органы управления этих предприятий представителей государства.

Правильное использование и управление государственным недвижимым имуществом (золотой фонд государственной собственности), что способствует предотвращению и ликвидации последствий кризисов.

Размещено на

Непосредственное воздействие и влияние на процессы, протекающие с участием земельных ресурсов, т.к. преобладающая часть земельных угодий, в том числе сельскохозяйственные угодья и лесной фонд, находятся в собственности государства.

Размещено на

Право государства контролировать отношения собственности в регионах, в частности перевод собственности из региональной в федеральную [4,

Размещено на

стр. 23].

Все вышеперечисленные функции государства в антикризисном управлении сводятся к двум основополагающим:

1. не допустить кризисного разрушения фирм (прежде всего производственных), которые имеют ресурсы для продолжения и улучшения деятельности, т.е. государственная поддержка;

2. своевременно отсечь у стагнирующих фирм гангренозные участки, чтобы они не погубили другие части, способные к расширенному воспроизводству, т.е. государственная санация (крайней мерой которой является банкротство и ликвидация нежизнеспособной фирмы, чтобы она не заражала макроэкономику) [2, стр.51].

Антикризисное регулирование экономики - это комплекс планомерных действий законодательных и испонительно-распорядительных органов национального, надрегионального, регионального и муниципального уровней по защите хозяйствующих субъектов от разрушения..

В данном случае государство призвано одновременно стимулировать позитивные социально-экономические процессы и ограничивать возможные антисоциальные последствия игр стихийно-рыночных сил, т.е. страховать общество от них.

Основными формами государственного антикризисное регулирование экономики являются:

Нормотворческая деятельность - издание законов и подзаконных актов:

v Гражданский кодекс РФ - основной «экономический закон»;

v Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»;

v Другие указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Финансовое регулирование - линии государственного воздействия:

v Формирование бюджета;

v Эмиссия ценных бумаг;

v Кредиты и ссуды;

v Курсовая политика Центробанка;

v Налоговое регулирование;

v Тарифы;

v Цены на сырьевые ресурсы.

Производство - линии государственного воздействия:

v Государственный заказ на тендерной основе;

v...

Другие файлы:

Государственное антикризисное регулирование

Государственное регулирование экономики
Сущность понятия "государственное регулирование экономики". Метод как способ влияния государства через законодательные и исполнительные органы на сфер...

Антикризисное управление на микроуровне в транзитивной экономике России
Сущность концепции антикризисного управления и особенности применения ее принципов на современном предприятии. Государственное регулирование кризисных...

Государственное регулирование в Российской Федерации
Государственное регулирование внешних эффектов и потребления общественных товаров. Обеспечение экономики нужным количеством денег. Удовлетворение треб...

Стратегические альтернативы и выбор стратегии развития государства
Впервые антикризисное регулирование на государственном уровне проводилось в США после Великой депрессии 1930-х годов. Государственное антикризисное ре...