Введение в должность и адаптация персонала
Краткое сожержание материала:
Размещено на
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
Курсовая работа на тему:
Введение в должность (ориентация): сущность, цель, задачи, формы. На примере ОАО «МТС»
Выполнил: Студент 2 курса
группы ФП-12-11
Никонов Ф.Д.
Проверила: Жихарева А.А.
Москва 2013
Введение
Введение в должность -- комплекс мероприятий, предназначенных для быстрой и эффективной Адаптации нового персонала. Программа введения в должность, разработанная в организации, позволяет обеспечить наилучший трудовой старт новому члену коллектива. Ее главная цель состоит в ознакомлении новых сотрудников с общими правилами работы в организации, правилами техники безопасности и охраны здоровья, с новыми рабочими условиями, корпоративными традициями и нормами поведения. Новичок обязательно должен быть ознакомлен с общей деятельностью организации; со своими сослуживцами, особенно с теми, кто будет работать с ним непосредственно; характером самой работы; рабочими условиями (правилами трудового распорядка, техники безопасности и охраны здоровья, оборудованием, общим планом здания и т.д.).
В идеале программа должна контролироваться сотрудником, который является непосредственным начальником новичка, хотя в зависимости от специфики организации эти функции могут выполняться различными сотрудниками. Им понадобится затратить определенное время на отбор и подготовку информации, предоставляемой новому работнику. К разработке программы введения в должность нужно подходить с максимальной тщательностью. Ведь первые впечатления нового сотрудника об организации самые сильные и могут длительное время влиять на мотивацию к работе и отношения в трудовом коллективе. Неудачное введение в должность может значительно ухудшить процесс адаптации в коллективе, а значит отдалить то время, когда сотрудник начнет вносить полноценный вклад в деятельность организации.
Глава 1. Введение в должность (ориентация): сущность, цель, задачи, формы
1.1 Введение в должность
Многие работодатели неправильно подходят к вопросу приветствия сотрудника в первый день работы, организации для него рабочего места, представления его коллективу. Проведение мероприятий по введению в должность нового сотрудника (или сотрудника, получившего повышение) позволит предупредить появления различных негативных последствий.
Основная задача этой процедуры - помочь сотруднику адаптироваться в новой обстановке и достичь необходимой эффективности в выполнении трудовых функций в наиболее короткий срок. Необходимо отметить, что эта процедура не является обучением и не обеспечивает необходимых навыков или знаний для выполнения порученной работы. Скорее это знакомство с нормами, принятыми в организации. Особенно большое значение эта процедура имеет при введении в должность сотрудников, для которых эта позиция первый рабочий опыт. Следовательно, для них нужно представить более подробный и развернутый объем информации.
Процедура введения в должность имеет достаточно общий характер и устанавливает общие правила и предписания. Но процесс адаптации сотрудника индивидуален, как с точки зрения его личностных качеств, так и с точки зрения его работы.
Содержание программы зависит от следующих условий:
· содержание работы;
· статус и уровень ответственности;
· рабочее окружение;
· личностные особенности сотрудника.
Участники процедуры:
· Линейные руководители. Обеспечивают составление и выполнение программы введения в должность на рабочем месте;
· Сотрудники, имеющие возможность оказать реальную поддержку и помощь в адаптации сотрудника;
· Коллеги, работающие в одном отделе или в смежных подразделениях (Приложение 1);
· Подразделение управления персоналом.
1.2 Организация процедуры
К приходу нового сотрудника необходимо подготовиться:
· убедиться, что должностная инструкция готова и соответствует действительности;
· назначить куратора, который будет сопровождать новичка в течении испытательного срока;
· договориться с кем-нибудь из его будущих коллег о неформальной помощи и опеке;
· проверить, готово ли его рабочее место;
· дать предварительную информацию всем сотрудникам о приходе нового работника;
· приготовить все информационные материалы, которые будут выданы сотруднику в первый день работы;
· подготовить необходимые пропуска;
· позвонить сотруднику накануне его официального выхода на работу и убедиться, что все в порядке.
Для того чтобы все приготовления выполнить без спешки и суеты, первый день работы нового сотрудника рекомендуется начинать несколько позже обычного времени. Нового работника встречает кто-нибудь из подразделения управления персоналом и первым делом обеспечивает заполнение необходимых документов. После этого нового сотрудника представляют куратору (не обязательно прямому руководителю), который отвечает за реализацию программы введения в должность.
Сначала сотрудник получает инструменты и оборудование, необходимые ему для работы. Затем ему показывают рабочее место и знакомят с коллегами. И только после этого начинают знакомить его с организацией.
Список возможных тем для ознакомления с организацией может быть следующим:
· подробная история компании и ее развитие;
· высшее и среднее звено управления;
· наиболее важные документы компании (например, миссия, стратегия, управление качеством и т. д.);
· описание бизнеса организации; политика в области работы с заказчиками;
· содержание работы, должностная инструкция, пределы полномочий, ответственность;
· система качества;
· взаимодействие с другими отделами или людьми;
· техника безопасности на предприятии (инструктаж);
· список документов, с которыми новому работнику необходимо ознакомиться в первую очередь.
Самый эффективный путь предоставления информации для новичков - создание пакета документов, который состоит из обычных рекламных материалов и специфических материалов, подготовленных специально для конкретного работника.
Если организация обладает соответствующими ресурсами, то в течение первого месяца организовывается формальный семинар для всех вновь принятых сотрудников. На таком семинаре раскрываются основы философии организации, приводятся примеры обычной рабочей практики, дается представление о возможных перспективах, показывается положение на рынке. Кроме того, рассказывают об основных продуктах или услугах, заказчиках и принципах работы с ними, вводят в курс деловой этики принятой в компании.
В первый рабочий день сотруднику целесообразно предоставить следующую информацию:
· совместно с новым сотрудником разобрать его должностные обязанности;
· объяснить правила по компенсации возможных затрат;
· ознакомить с требованиями конфиденциальности информации;
· ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка;
· обсудить стиль управления, особенности культуры, традиции, нормы и т. д., принятые в организации;
· ознакомить с основными процедурами и политикой по персоналу;
· ознакомить с организационной структурой и структурой подчинения (если это необходимо);
· провести инструктаж по технике безопасности;
· провести инструктаж по оказанию неотложной помощи;
· ознакомить с правилами и действиями на случай эвакуации, показать пожарные выходы;
· ознакомить с процедурой коммуникаций и связей по должности;
· ознакомить его с требованиями к внешнему виду;
· ознакомить с требованиями пропускной системы, открытием и закрытием офиса;
· представить сотрудника подчиненным, коллегам и руководителям;
· предоставить ему информацию личного плана: местонахождение столовой, туалетов, места для отдыха, курения и т. д.;
· представить информацию о традициях отдела или группы, в которой сотрудник будет работать.
1.3 Период адаптации работника
Виды адаптации
Существуют профессиональная, психофизиологическая и социально-психологическая адаптации.
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях...
Адаптация персонала
Теория трудовой адаптации персонала в коллективе, этапы и виды адаптации человека при вступлении в новую должность. Роль кадровой службы в этом процес...
Управление издержками предприятия гостеприимства (на примере Клубного отеля "Прионежский")
Роль качественного отбора персонала в управлении предприятием. Набор персонала, предложение занять вакансию, официальное введение в должность. Особенн...
Адаптация персонала в компании "Красный куб"
Раскрытие понятия "адаптация", определение ее сущности, основных видов и направлений. Выявление особенностей управления адаптацией персонала на пример...
Подбор персонала для государственной службы
Особенности государственной кадровой политики, анализ технологий и механизмов сферы отбора персонала государственной службы Российской Федерации. Цикл...
Управление адаптационными процессами профессиональной деятельности
Трудовая адаптация: понятие, цели и ее этапы. Управление адаптацией персонала в организации. Пример системы адаптации персонала предприятия ОАО "МТС"....