Анализ процесса подготовки и повышения квалификации персонала в организации" (на примере МУЗ "Кировская городская клиническая больница №7")
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Анализ процесса подготовки и повышения квалификации персонала в организации" (на примере МУЗ "Кировская городская клиническая больница №7")
Введение
квалификация персонал обучение
Совершенствование и развитие материально-вещественных факторов здравоохранения и, прежде всего разработка, внедрение и освоение новых технологий, требует систематического повышения как общего культурно-технического и профессионального уровня работников, так и повышения квалификации в пределах конкретных трудовых функций. В таком повышении заинтересованы и администрация, и сами работники, поскольку требования к качеству рабочей силы постоянно повышается.
Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность. В современных условиях перед профессиональным обучением кадров стоит ряд задач, обусловленных потребностями адаптации здравоохранения к рынку, проведением модернизации и изменением требований к качеству персонала.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является Муниципальное учреждение здравоохранения «Кировская городская клиническая больница№7» - одна из ведущих больниц в г. Кирове. Здесь освоены практически все виды оказания медицинской помощи.
Предмет исследования - процесс подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в учреждении.
Анализируемый период - 2007-2009 годы.
Цель работы состоит в анализе процесса подготовки и повышения квалификации персонала в МУЗ «Кировская городская клиническая больница №7».
Для реализации поставленной цели при выполнении работы решались следующие задачи:
· рассмотрены теоретические аспекты подготовки и повышения квалификации персонала в организации;
· дана организационно-правовая характеристика МУЗ «Кировская городская клиническая больница№7»;
· проведен анализ трудовых ресурсов МУЗ «Кировская городская клиническая больница №7»;
· проанализирована система подготовки и повышения квалификации кадров в учреждении;
· отмечены недостатки с действующей системе подготовки и повышения квалификации кадров в МУЗ «Кировская городская клиническая больница №7»;
· предложены рекомендации по улучшению процесса обучения персонала в МУЗ «Кировская городская клиническая больница №7»;
· определена эффективность предложенных мероприятий.
Теоретическая база исследования - труды зарубежных и отечественных ученых; нормативные документы, законодательные акты, данные научных экономических журналов и газет, статистика международных организаций.
Методы исследования - системный и сравнительный анализ, а также анализ причинно-следственных связей, методы научной классификации, статистические методы, наблюдение.
1. Теоретические основы процесса подготовки и повышения квалификации персонала в организации
1.1 Организация и средства обучения персонала
Обучение и повышение квалификации - две стороны одного процесса. Обучение связано с развитием общего интеллекта у человека, а повышение квалификации - с приобретением знаний, относящихся непосредственно к выполняемой работе. Повышение квалификации представляет целевое обучение, конечная цель которого - обеспечение предприятия достаточным количеством работников, чьи профессиональные качества в полной мере соответствуют производственно-коммерческим целям организации. Программы обучения должны быть составлены с учетом конкретных особенностей структуры персонала и актуальных задач развития каждой организации.
Целью организации профессионального обучения кадров на производстве должно стать создание системы непрерывного образования персонала на основе оптимального сочетания различных форм подготовки новых рабочих, переподготовки и обучения, рабочих вторым профессиям, повышения их квалификации и уровня знаний с учетом динамичных изменений в технике, технологии, организации производства, в тесной увязке с их индивидуальным профессионально - квалификационным продвижениям.
Суть концепции «непрерывного» образования состоит в постоянной адаптации, периодическом повышении квалификации и переподготовке рабочей силы в течение всей активной трудовой жизни как в рамках формальной, так и в рамках неформальной системы образования на основе качественной базовой, начальной подготовки. Принцип непрерывности профессионального обучения должен обеспечиваться поэтапностью и преемственностью прохождение каждым рабочим отдельных ступеней образования (от низших, начальных, к высшим) на основе последовательного усвоения знаний, умений, навыков. Для этого процесс обучения целесообразно строить по восходящей линии таким образом, чтобы каждая последующая ступень является логическим продолжением предыдущих и представляла собой законченный цикл обучения.
В системе непрерывного профессионального образования России сегодня выделяют пять ступеней квалификации. В Таблице 1 показаны ступени и уровни общего и профессионального образования. Их совокупность составляет квалификационную структуру профессионального образования, которая отражает традиции и тенденции развития профессиональной подготовки в России, определяет роль и место профессии в экономической системе и учитывает квалификационные требования стран Европейского сообщества.
Таблица 1 - Квалификационная структура профессионального образования РФ
Ступень квалификации |
Уровень общего образования, требуемый для по лучения профессии |
Уровень профессионального образования |
|
1 |
Основное |
Ускоренная профессиональная подготовка |
|
2 |
Основное |
Начальное профессиональное образование по профессиям, для овладением которыми не требуется среднего общего образования |
|
3 |
Среднее (полное) |
Начальное профессиональное образование по профессиям, для овладением которыми требуется среднего общего образования |
|
4 |
Среднее (полное) |
Повышенное профессиональное образование рабочих лиц. Среднее профессиональное образование. Повышенное профессиональное образование специалистов среднего звена. |
|
5 |
Среднее (полное) |
Бакалавриат, магистратура, послевузовское специальное образование. |
На практике существуют три ступени обучения - начальная, средняя, высшая. По каждой из них строго определены объем знаний и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся на каждой ступени, содержание профилирующих специальных дисциплин. Рабочие последовательно проходят обучение в ПТУ, техникумах, в вузе.
Повышение квалификации после завершения профессионального обучения и определенного времени работы по профессии направлено на достижение двух целей: [26, с.113]
· обеспечение приспособления профессиональной квалификации к новым тенденциям в техническом и профессиональном развитии путем проведения учебных мероприятий, сопровождающих трудовой процесс, преимущественно на самих предприятиях;
· подготовку профессиональной карьеры с переходом на более высокую ступень квалификации в качестве специалистов и руководящего персонала среднего звена (например, мастеров, техников, специалистов различного профиля и т.д.), путем посещения курсов на предприятии, при учебном центре, обслуживающем множество предприятий, или в профессиональной школе.
В современной практике компаниями используются различные виды организации процесса обучения. По месту проведения различают внутренне и внешнее обучение:
Обучение на рабочем месте подразумевает обучение в процессе фактического выполнения определенной работы. В конечном итоге каждый сотрудник проходит в той или иной степени обучение на рабочем месте. Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. Здесь можно выделить такие методы как: наставничество, ротация, производственный инструктаж, стажировка и другие методы.
Обучение вне рабочего места: чтение лекций, проведение деловых игр, провед...
Городская клиническая больница № 1: государственное управление
Пути совершенствования государственного управления в сфере здравоохранения в Челябинской области на примере МУЗ Городская клиническая больница № 1. Ви...
Пути повышения квалификации управляющего персонала организации
Цели и задачи повышения квалификации персонала организации. Основные формы, виды, этапы и методы процесса обучения. Анализ путей повышения квалификаци...
Анализ системы повышения квалификации персонала на примере ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда"
Функции, способы, формы и методы внутрифирменного обучения. Анализ зарубежного и отечественного опыта организации процесса повышения квалификации перс...
Подготовка и повышение квалификации персонала организации
Особенности подготовки и повышения квалификации персонала организации. Общая характеристика компании "Юнити", анализ видов деятельности. Знакомство с...
Воспитание и развитие персонала на примере функционирования МУЗ "Городская больница №5"
Персонал в организации. Сущность и структура персонала. Функции и расстановка персонала в организации. Индивидуальные особенности персонала. Отношения...