Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Анализ портфеля направлений деятельности предприятия

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Теоретическая характеристика анализа портфеля направлений деятельности предприятия: понятие, этапы, методы. Общая характеристика деятельности ОАО "Завод "Метеор". Портфельный анализ стратегических единиц бизнеса организации. Принципы управления портфелем.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

портфель управление стратегический бизнес

Актуальность темы исследования. Развитие мировой и национальных экономик сопровождается неизбежным усложнением хозяйственных связей и структуры хозяйствующих субъектов, концентрацией капитала с одновременным стремлением к повышению адаптивности, гибкости и сложности систем управления функционированием и развитием организаций и предприятий.

Развитие стратегического управления в России является неотъемлемой частью становления рыночных отношений. Формирование предпринимательской среды объективно ставит перед предприятиями проблему обеспечения эффективных позиций в конкурентной среде, адаптации к внешним экономическим условиям. Сегодня портфельная концепция, лежащая в основе управления бизнес-портфелем, представляется одной из наиболее популярных парадигм стратегического менеджмента. Кроме того, при разработке стратегии компании, в числе прочего, необходимо принимать решение и относительно развития ее бизнес-портфеля (портфельная стратегия).

Актуальность теории управления портфелем направлений деятельности обусловлена стремительным развитием и усложнением отношений диверсификации в российской и мировой экономике, стремлением к управлению этими процессами, что требует более точного и всестороннего определения понятий «портфель направлений деятельности», «бизнес-портфель», «анализ портфеля направлений деятельности», «портфельный анализ», изучения их признаков и содержания как базовых понятий теории стратегического менеджмента.

Степень разработанности темы. Сущность анализа портфеля направлений деятельности, его значение в стратегическом менеджменте, раскрываются в исследованиях зарубежных и отечественных авторов: М.П. Агаповой, И Ансоффа, Д.А. Артамонова, И.П. Богомоловой, Б.П. Воловикова, З.В. Гавриловой, В.Е. Костромина, А.М. Либо, Е.В. Родионовой, Н.А. Самусевой, И.В. Текутьева и др.

Целью работы является анализ портфеля направлений деятельности предприятия.

Для достижения указанной цели предполагалось выполнение следующих задач:

- раскрыть понятие портфеля направлений деятельности предприятия;

- изучить содержание анализа портфеля направлений деятельности предприятия;

- исследовать методы анализа портфеля направлений деятельности предприятия;

- проанализировать портфель направлений деятельности действующего предприятия - ОАО «Завод «Метеор»;

- сделать выводы по результатам исследования.

Объектом исследования является компания с диверсифицированным бизнесом - ОАО «Завод «Метеор».

Предмет исследования -- современные процессы и методы управления на основе применения бизнес-портфеля компании.

Теоретическую основу работы составляют труды зарубежных и отечественных ученых-экономистов, посвященные рассматриваемой проблематике.

Методологической базой исследования послужили: диалектический и системный подходы, экспертные и экономико-статистические методы, общая теория систем, метод комплексного экономического анализа, метод научного обобщения.

Практическая значимость исследования состоит в разработке концепции комплексного анализа портфеля направлений деятельности, представляющей собой конкретный методический инструментарий эффективного стратегического управления предприятием.

Структура исследования обусловлена целью, задачами, внутренней логикой разрабатываемой проблемы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретическая характеристика анализа портфеля направлений деятельности предприятия

1.1 Понятие и этапы анализа портфеля направлений деятельности

Каждое предприятие (самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги Экономический словарь Онлайн. - URL: http://slovari.yandex.ru.) - это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства. После формулирования миссии предприятия и его глобальных целей руководство должно составить портфель направлений деятельности предприятия.

На сегодняшний день в экономической литературе можно встретить различные определения понятия «портфель направлений деятельности предприятия», которые не всегда корреспондируют друг с другом. Разные авторы по-разному даже называют этот портфель (помимо понятия «портфель направлений деятельности предприятия» встречаются понятия «бизнес-портфель», «портфель бизнеса», «хозяйственный портфель», «портфель интересов компании» и др.).

Бизнес-портфель определяется как «набор видов деятельности и товаров, который определяет профиль компании» Ушакова Т.В., Воловиков Б.П., Жаворонков С.А. Определение оптимального бизнес-портфеля производственного предприятия с учетом динамики изменения конкурентной позиции // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 1 (29). - С. 34.. Близкое к этому определение: «Бизнес-портфель - набор видов деятельности (сфера деятельности) и товаров, которыми занимается компания, или маркетинг-менеджер» Соловьев Б.А., Мешков А.А., Мусатов Б.В. Маркетинг: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2012. - С. 232.. При этом «сбалансированный портфель характеризуется равномерным распределением бизнесов в портфеле, между создающими прибыль и растущими» Новоселов А.В. Оценка развития направлений деятельности предприятия // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - Т. 1. - № 7. - С. 294..

Н.А. Самусева считает: «Портфель - совокупность хозяйственных подразделений, стратегических единиц одной компании» Самусева Н.А. Разработка стратегии предприятия на основе статистического анализа // Планово-экономический отдел. - 2011. - № 10. - С. 20.. Ю.А. Маленков, определяя портфель бизнеса как «совокупность стратегических бизнес-групп или отдельных бизнесов, которые существуют в рамках одной компании», уточняет, что «первоочередная задача каждой компании, производящей определенные товары или занимающейся определенным видом деятельности, - создать оптимальный бизнес-портфель, который максимально сочетается с преимуществом компании и может помочь в исследовании наиболее привлекательных для нее отраслей или рынков» Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. - М.: Проспект (ТК Велби), 2011. - С. 122..

Экономический словарь дает следующее определение: «Хозяйственный портфель (корпоративный портфель, портфель деловой активности, портфель видов деятельности) (business portfolio) - совокупность отдельных направлений деятельности предприятия. Хозяйственный портфель должен соответствовать возможностям предприятия и конкретным условия внешней среды. Фирма на основе периодически проводимого анализа портфеля деловой активности должна определять, какие направления деятельности следует развивать и в какой степени, а какие - ликвидировать» Экономический словарь Онлайн. - URL: http://slovari.yandex.ru..

Однако все авторы признают, что эффективность стратегического планирования и управления во многом определяется анализом портфеля направлений деятельности предприятия. Цель такого анализа - «помочь предприятию распределить ограниченные ресурсы между товарными рынками, на которых оно конкурирует» Текутьев И.В. Концептуальный подход к оценке экономической эффективности диверсификации предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. - 2010. - № 7. - С. 34..

Анализ портфеля направлений деятельности («анализ портфеля бизнесов», «портфельный анализ») - промежуточный этап исследования деятельности предприятия, в рамках которого «изучается и сравнивается эффективность всего комплекса направлений производства и сбыта, делаются выводы о необходимости изменения портфеля, введения новых и отказа от неэффективных направлений деятельности» Маленков Ю.А. Указ. соч. - С. 126.. Такой анализ должен помочь менеджерам оценить поле деятельности компании. Компания должна стремиться вкладывать средства в более прибыльные области своей деятельности и сокращать убыточные.

В конце 1960-х гг. крупные фирмы и большинство средних превратились в комплексы, которые объединяли в себе выпуск разнородной продукции и выходили на многие товарные рынки. Но рост продолжался уже далеко не на всех рынках. Такое расхождение возникло из-за различий в степени насыщения спроса, изменением экономических, политических и социальных условий, растущей конкуренцией и быстрыми темпами обновления технологий. Стало очевидно, что продвижение в новые отрасли не поможет компании решить свои стратегические проблемы или использовать весь свой потенциал. Ситуация требовала от управляющих радикального изменения угла зрения. Так зародился стратегический анализ. Стратегический анализ диверсифицированной компании получил название портфельного анализа.

...
Другие файлы:

Анализ маркетинговой деятельности ОАО "Ольса"
Анализ рыночных возможностей предприятия. Основные рынки сбыта качелей "Стандарт-2" и их доля в объеме сбыта предприятия. Методы установления исходной...

Анализ инвестиционного портфеля
Проблемы оптимального достижения целей инвестирования. Сущность и принципы формирования инвестиционного портфеля, методы оценки его эффективности на п...

Формирование портфеля ценных бумаг
Выбор стратегии формирования фондового портфеля. Сущность и виды фондового портфеля Методы оценки инвестиционной привлекательности ФЦБ. Анализ денежны...

Определение основных направлений по улучшению производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Внешняя торговля лесоматериалами. Анализ экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия за период 2006-2007 гг. Анализ структуры зат...

Формирование инвестиционного портфеля в России
Сущность и типы инвестиционного портфеля. SWOT-анализ на примере НК "Роснефть". Проблемы и особенности формирования портфеля ценных бумаг российскими...