Анализ и построение внутренней среды предприятия
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Курсовая работа по дисциплине "Менеджмент"
на тему "Анализ и построение внутренней среды предприятия"
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и понятие анализа внутренней среды
1.2 Персонал, как объект управления, во внутренней среде предприятия
1.3 Анализа внутренней среды, как исходный процесс управления
2. АНАЛИЗ И ПОСТРОЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЛЗПМ»
2.1 Анализ технико-экономических показателей ОАО «ЛЗПМ»
2.2 Анализ внутренней среды предприятия
2.3 Обеспечение предприятия трудовыми ресурсами
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЛЗПМ»
3.1 Совершенствование внутренней среды путем кадровых, организационных и производственных процессов
3.2 Совершенствование внутренней среды путем маркетинговых и финансовых процессов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Позиции управления внутри современного предприятия в основном определяются тем предназначением и той ролью, которой призвано организовывать данное предприятие. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсу организации, для достижения своих целей.
Внутренняя среда предприятия представляет собой сочетание таких составляющих, как структура, кадры, организационная культура и осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в предприятии.
Рассмотрим модель построения внутренней среды на примере кадровой политики ОАО «Ливенского завода противопожарного машиностроения»,
Целью написания данной курсовой работы является анализ построения внутренней среды предприятия. Для достижения этой цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и понятие анализа внутренней среды
- изучить персонал предприятия как объект управления;
- провести нализ внутренней среды ОАО «ЛЗПМ», как исходный процесс управления;
- выявить обеспеченность предприятия рабочей силой;
- изучить кадровую политику предприятия;
- произвести анализ производственно хозяйственной деятельности предприятия;
- предложить методы совершенствование внутренней среды предприятия ОАО « ЛЗПМ».
Курсовая работа состоит из трех частей: теоретической, аналитической и практической. Предметом изучения является внутренняя среда предприятия ОАО «Ливенский завод противопожарного машиностроения». Он относится к отрасли «Машиностроение и металлообработка» подотросли «Производство оборудования для коммунального хозяйства». Экономический сектор отрасли- производство.
Основным видом деятельности рассматриваемого предприятия является производство пожарно-технической продукции, насосного оборудования и выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности. Завод выпускает насосы ПН-40 УВ, насосы НЦ-60/125, насосы НШ-32, огнетушители углекислотные, огнетушители порошковые, мотонасос МН- 7/60, лафетные стволы ЛС-С60, ЛС-С40, колонки водозаборные, баллоны высокого давления для углекислотных огнетушителей и т.д.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и понятие анализа внутренней среды
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Любая организация располагает внутренней и внешней средой. Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации.
Основные переменные, представленные на рисунке 1, в самой организации, которые требуют внимания руководства, - это цели, структура, задачи, технология и люди:
Рисунок 1- Переменные внутренней среды организации
Цель - это конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться предприниматель в процессе организации предприятия[3;c. 14].
Структура предприятия - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных подсистем предприятия, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей предпринимательской деятельности. На структуру предприятия непосредственное влияние оказывают и элементы его внутренней и внешней среды.
Структурный анализ предприятия позволяет, во-первых, спроектировать оптимальную структуру предприятия и, во-вторых, сформировать структуру управления предприятия. При всей своей противоположности эти подходы к структуризации предприятия существуют в органичной взаимосвязи. Тем самым структурное описание предприятия является предпосылкой для совершенствования его существующих структур и создания для него новых.
Задача - это предписанная работа или часть работы (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
Производство - это сочетание квалификационных навыков персонала предприятия, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для производства товаров или оказания услуг. С процессом производства тесно связаны инновации. Инновации - это всевозможные ноу-хау, технические достижения, внедрение новых или усовершенствованных решений в технику, производство, процесс снабжения и сбыта, общественную жизнь и т.д.
Персонал - наиболее значимый элемент внутренней среды предприятия. Использование человеческого потенциала - необходимое условие для достижения предпринимательских целей предприятия [3;c. 14].
Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация [1;c. 196].
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:
- взаимодействие менеджеров и рабочих;
- найм, обучение и продвижение кадров;
- оценка результатов труда и стимулирование;
- создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
Организационный срез включает в себя:
- коммуникационные процессы;
- организационные структуры; нормы, правила, процедуры;
- распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
В производственный срез входят:
- изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства;
- обслуживание технологического парка;
- осуществление исследований и разработок.
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.
Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.
Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации [1;c. 197].
Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной структуры для стратегического управления состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но и оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим работникам.
Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.
Анализ и построение внутренней среды предприятия
Понятие и сущность организации, ее внутренняя среда, переменные и методика исследования. Анализ системы управления и элементов внутренней среды ОАО "М...
Анализ внутренней среды предприятия ООО "Русь"
Понятие внутренней среды предприятия. Роль внутрифирменного прогнозирования. Организационно-экономическая характеристика мини-пекарни ООО "Русь", анал...
Стратегический анализ внутренней среды организации
Стратегический анализ: необходимость и сущность. Анализ внутренней среды организации и методы его проведения. SWOT-анализ и стратегический SNW-анализ...
Разработка программы организационных изменений в ЗАО "Черногорский Искож Регенерат" на основе анализа его внутренней среды
Понятие и сущность внутренней среды, её основные элементы и значение для производственного потенциала предприятия. Организационная структура как ключе...
Анализ внутренней среды организации (на примере ОАО ААК "Прогресс")
Анализ теоретических положений и практических подходов к исследованию внутренней среды организации. Составляющие внутренней среды организации, этапы е...