Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

SWOT-анализ деятельности организации

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Источники сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Сравнение организации с рыночным лидером по интервальной шкале. Области анализа при обследовании функции маркетинга. SWOT-анализ как один из методов оценки условий деятельности предприятия.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Руководители любой организации стараются обеспечить устойчивое развитие предприятия в долгосрочной перспективе, а чтобы этого добиться необходимо сфокусировать внимание на решающих проблемах и направлениях, на сильных и слабых сторонах организации. Деятельность предприятия начинается со всестороннего анализа изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT - анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге. Проще говоря, SWOT - анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов. Хорошо проведенный SWOT - анализ, дающий реальную оценку его ресурсов и возможностей, является отправной точкой разработки стратегии предприятия. Вместе с тем, стратегический менеджмент невозможен без глубокого понимания конкурентного окружения, в котором работает предприятие, что предполагает осуществление маркетинговых исследований. Именно акцент на мониторинге и оценке внешних угроз и возможностей в свете сильных и слабых сторон предприятия является отличительной чертой стратегического управления.

1. Сильные и слабые стороны организации

Сильные стороны - это опыт и ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные сферы деятельности, позволяющие побеждать в конкурентной борьбе.

Слабые стороны - это недостатки и ограничения, препятствующие успеху.

Существует множество источников сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Так, к числу сильных сторон можно отнести серьезные и явные потребительские предпочтения, возможность экономии на масштабах. Слабой стороной предприятия является серьезная зависимость от внутреннего рынка объема прямых продаж, неспособность удовлетворять потребности новых сегментов рынка и др.

Определение сильных и слабых сторон следует проводить по всем направлениям деятельности предприятия:

- организация и общее управление;

- производство;

- маркетинг;

- финансы и учет;

- управление кадрами и др.

Ниже приведен набор факторов, и ключевых вопросов для их анализа в сфере производства (табл.1).

Оценка факторов сильных и слабых сторон предприятия дается в сравнении с рыночным лидером по интервальной шкале путем присвоения каждому фактору определенного веса, например от 1 (незначимый) до 5 (выдающийся).

Таблица 1. Анализ сильных и слабых сторон предприятия в сфере производства.

Факторы

Вопросы для анализа

1. Стоимость сырья и его доступность, отношения к поставщикам

2. Система контроля запасов, оборот запасов

3. Местонахождение производства

4. Экономия от масштаба производства

5. Эффективность использования мощностей, прогрессивность оборудования

6. Степень вертикальной интеграции, чистая продукция, прибыль

7. Контроль за процессом приготовления продукта

8. Закупка

9. Исследования и разработка, инновации

10. Патенты, торговые марки и аналогичные формы защиты товара

11. Величина издержек.

1. Соответствуют ли производственные мощности современным требованиям?

2. На сколько эффективно используются производственные мощности?

3. Существуют ли расширения производственной базы?

4. Какова отдача от исследований и разработок?

5. Приводит ли НИОКР к созданию принципиально новых продуктов?

Таблица 2. Сильные и слабые стороны предприятия.

Показатели

Степень важности показателя (в баллах от 1 до 3)

Балльная оценка конкурентоспособности

1

2

3

4

5

Сильные стороны:

- наличие оригинальных конструкторских разработок;

- экономичность эксплуатации;

- небольшие габариты и хорошая маневренность;

3

2

3

*

*

*

ИТОГО

31

Слабые стороны:

- узкий ассортимент продукции, невысокая доля продукции;

- негибкая ценовая политика;

- неразвитая сбытовая сеть;

3

2

2

*

*

*

ИТОГО

24

2. Подходы к определению сильных и слабых сторон организации

Определение сильных и слабых сторон предприятия, которые основываются на его ресурсах и стратегически важных сферах деятельности и которые всегда являются относительными (относительно основных конкурентов или заданных нормативов) является ключевым этапом управленческого анализа. На практике может быть использовано несколько подходов к определению сильных и слабых сторон предприятия:

1. Внутренний подход - определение на основе анализа опыта предприятия, мнений его специалистов.

2. Внешний подход - определение на основе сравнения с конкурентами.

3. Нормативный подход - как должно быть (по мнению экспертов, консультантов).

Кроме того, важно понимать, что определение сильных и слабых сторон предприятия следует начинать с определения сильных и слабых сторон отдельных бизнес - единиц, а затем уже сводить в единое целое (если это возможно и целесообразно). Целесообразность объединения информации по отдельным бизнес - единицам может быть связана с необходимостью сокращения объема информации до немногих, действительно решающий факторов. Перечень сильных и слабых сторон для каждого предприятия строго индивидуален. По сути, это беспристрастная и краткая характеристика предприятия. Американские экономисты У. Кинг и Д. Клиланд приводят в качестве примера такие сильные и слабые стороны крупной компании (табл.3).

Таблица 3. Сильные и слабые стороны деятельности многоотраслевой компании.

Основные сильные стороны

Основные слабые стороны

1. Технический опыт в производстве центрифуг

2. Система сбыта в разных странах

3. Высокая техническая оснащенность

4. Внутрифирменный экономический механизм

5. Высокий технический авторитет среди покупателей

1. Низкая доля на рынке

2. Недостаточная стандартизация продукции

3. Узкий ассортимент изделий

4. Нездоровые трудовые отношения

5. Неразвитая сбытовая сеть в США

6. Высокие цели (по мнению покупателей)

Далее, этот перечень раскрывался таким образом, что, например, выводы, обусловленные низкой долей рынка, сводились к предупреждению против использования определенных стратегий, а не ориентировали на исправление этого недостатка. Тем самым, концентрировалось внимание на стратегических последствиях каждой сильной и слабой стороны компании, а не на призывах поправить дело путем увеличения доли рынка.

Таблица 4. Сильные и слабые стороны деятельности ЛТЗ.

Преимущества (достоинства и сильные стороны, выделяющие фирму среди конкурентов)

Недостатки(слабые стороны фирмы, подлежащие исправлению, чтобы конкуренты не могли обратить их в свои преимущества)

1. Наличие оригинальных конструкторских разработок, что создает узнаваемость товарной марки

2. Экономичность эксплуатации и невысокая трудоемкость обслуживания тракторов

Другие файлы:

Swot-анализ деятельности предприятия
Характеристика деятельности организации ПП "Продукты". Анализ макросреды организации: политико-правовые, экономические, социально-культурные и техноло...

SWOT-анализ предприятия
Теоретические основы SWOT-анализа, как части стратегического планирования деятельности организации. Изучение эффективности применения SWOT-анализа в О...

SWOT-анализ в стратегическом менеджменте
SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента, его сущность и значение. Матрица первичного стратегического SWOT-анализа. SWOT–анализ и его ро...

Анализ деятельности ОАО "ЧХЗ №2"
Анализ структуры предприятия, основные технико-экономические показатели деятельности. Изучение и анализ технологии работы менеджеров. Маркетинговый ан...

Анализ инноваций на предприятии ОАО "Вымпелком"
Основные сведения об ОАО "Вымпелком". Анализ конкурентного облика организации, определение места организации среди конкурентов. SWOT-анализ и система...