Научная организация труда НОТ - основные принципы, задачи и законы
Научная организация труда (НОТ) или научное управление ( Scientific management) – управление производственным процессом на основе системного анализа.Основные положения НОТ сформулировал американский инженер в 1910–1915 г.г. К задачам, которые решаются в рамках НОТ, относятся:совершенствование форм разделения труда ; улучшение организации рабочих мест; рационализация методов труда ; оптимизация нормирования труда ; подготовка рабочих кадров. Условно эти задачи можно разделить на три взаимосвязанные категории: экономические - обеспечение наиболее рационального использования трудовых ресурсов, ускорения темпов роста производительности труда , повышение эффективности и конкурентоспособности производства; психофизиологические - создание наиболее благоприятных условий труда , сохранение здоровья и устойчивой работоспособности человека, повышение культуры и эстетики труда ; социальные - повышение содержательности и привлекательности труда , создание условий для всестороннего развития личности, развития коллективных форм организации труда , производственного демократизма, привлечение работающих к управлению производством, воспитание у них духа коллективизма и чувства ответственности каждого за конечные результаты работы организации .Проблема научной организации труда заинтересовала советских психологов и активно разрабатывалась до 2-й половины 1930-х г.г.. Пропаганда основ научной организации труда уже в 20-х годах рассматривалась как средство повышения производительности труда . Тогда же были сформулированы основные законы научной организации производства и НОТ , во многом сохраняющие свое значение и сегодня: 1. Закон наименьших при цепной связи —конечный объем выпуска продукции, последовательно проходящий обработку в нескольких подразделениях, определяется возможностями слабейших из них, как бы ни были сильны остальные.2. Закон взаимного замыкания состоит в том, что сначала создаются подразделения основного производства, а затем «подсобные», работающие на них и друг на друга, а после удовлетворения внутренних потребностей — на сторону. 3. Закон ритма, в соответствии с которым рациональное функционирование хозяйства невозможно без ритмичной работы как производства, так и отдельных работников.4. Закон параллельности и последовательности работ — частные производственные и трудовые процессы должны совершаться не только последовательно, но и параллельно, чтобы общий конечный результат не задерживали отстающие.5. Закон фронта работ — нагрузка на людей должна соответствовать их реальным возможностям; иными словами, не нужно ставить два человека там, где с работой может справиться один.6. Закон реальных условий — необходимо при организации любой деятельности ставить только достижимые цели, исходя из реальных условий, наличных потребностей и возможных результатов.Тогда же были сформулированы следующие принципы, способы и приемы изучения организационно-управленческих процессов:1) принцип систематического наблюдения происходящих в управлении явлений;2) принцип выделения из всей совокупности явлений определенных объектов, изоляции их, разложения на составные части и описания (метод анализа);3) принцип соединения отдельных звеньев изучаемого процесса в центростремительное целое (метод синтеза);4) принцип измерения наблюдаемых явлении (во времени и пространстве);5) принцип эксперимента и, в частности, испытания практикой.При этом наиболее важная роль отводилась именно последнему принципу , утверждалось даже, что его применение является главным двигателем науки управления.Организация труда означает создание условий бесперебойной работы каждого исполнителя в составе коллектива производства в целях повышения продуктивности общего труда . Под этим термином понимают такую расстановку исполнителей, которая при настоящем уровне техники, технологии, организации производства и управления обеспечивает наименьшие затраты рабочего времени на производство единицы продукции. Кроме того, НОТ исходит из совершенствования уровня техники, технологии, организации производства и управления на базе внедрения научных достижений.С повышением уровня техники и технологии возникли серьезные изменения в содержании труда : увеличивается удельный вес времени на выполнение функции контроля за работой автоматизированных агрегатов, машин и механизмов, их настройки и регулировки; определяющее значение при оценке квалификации получают знания, а не производственные навыки; все...