Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Школа научного менеджмента и ее вклад в теорию и практику менеджмента

Тип: реферат
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Школа научного менеджмента и ее вклад в теорию и практику менеджментаШумера, Египет - трансформация высшей касты священников в религиозных функционеров (менеджеров). Вместо человеческих жертв стали преподноситься символические жертвы в виде подношения денег, скота, масла, ремесленных изделий. В результате среди жрецов появляется новый тип деловых людей, которые ведали сбором налогов, управляли казной, имущественными делами. Они вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции, которые сегодня определяют содержание управленческого процесса. Вавилонский правитель Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э). Для эффективного управления обширными владениями им впервые был выработан так называемый свод Хаммурапи, который содержал 285 законов управления государством, регулировал все многообразие общественных отношений и служил руководством для администраторов всей империи. Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, поддерживая постоянно образ самого себя как опекуна и защитника людей. Царь Навуходоносор 11 (605-562 гг. до н. э.) - автор проектов Вавилонской башни и висячих садов, вводит систему производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах, применяя, в частности, цветные ярлыки для определения сроков поступления и хранения пряжи. Древний Рим - система территориального управления Диоклетиана (243-316 гг. до н, э.) и административная организация Римской католической церкви, которая сохранилась без изменений до сегодняшних дней. Великая индустриальная революция XVII – XVIII веков оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Начальный этап развития индустриального менеджмента (начало и середина XIX века). Основные черты индустриальной революции:
  • Переход от кустарного производства (единичное производство товаров преимущественно ручным способом) к мануфактурному производству (производство товаров в больших объемах с применением специального оборудования).
  • Появление первых индустриальных компаний, оснащенных машинами и другим промышленным оборудованием и численностью рабочих в сотни и тысячи человек.
  • Отделение управления от капитала. В кустарном производстве в одном лице совмещались собственник капитала, управленец и работник. В индустриальных компаниях собственник (капиталист) часто делегирует (передает) свои полномочия по управлению производством специальным наемным работникам – мастерам.
  • Неограниченный контроль предпринимателя над принадлежащей ему собственностью (аксиома буржуазного общества). Стиль управления – авторитарный деспотизм, бесчеловечная эксплуатация и неограниченный произвол по отношению к подчиненным. В организации труда выделялась роль мастера – единоличный наем и увольнение рабочих, перемещение рабочих, контроль их обучения, распределение производственных заданий, установление продолжительности рабочего дня норм выработки.
  • Проблемы контроля качества товарной продукции. Товары изготавливались из некачественных товаров с произвольными отступлениями от технологических стандартов. Отсутствие технологических требований к методам контроля (объясняется неразвитостью производства). Реально соблюдавшиеся стандарты – размеры, вес. Контроль качества сводился к изучению потребительских свойств товара самими покупателями.
  •  Первая попытка организации промышленного производства на научной основе относится к 1820 году.  Инженерной службой литейного цеха компании “Бультон, Уотт энд Со” (Англия) проводились исследования по рациональному размещению машин и механизмов в цехе с целью организации линии поточного производства металлоизделий. Для этого весь производственный процесс расчленялся на серию последовательных операций. Каждому работнику отводилась определенная стандартизированная функция. Определялись требования к организации каждой операции – установление квалификационных нормативов на слесарные, кузнечные, ремонтные и иные работы (прообраз современной аттестации рабочих мест).  Формирование школы научного менеджмента  Становление крупного промышленного производства (конец XIX – начало XX века).Отправной пункт развития теории индустриального менеджмента - 1886 год.Г.Таун (1844-1924) президент мануфактурной компании “Йель энд Таун” на ежегодном собрании Американского общества инженеров-механиков (ASME) представил доклад на тему “Инженер как экономист”. Впервые поставлен вопрос о роли менеджмента как относительно самостоятельной сферы науки и профессиональной специализации. Менеджмент – особая наука со своим предметом, литературой. Инженеры для обеспечения наилучших производственных результатов возглавляемых ими подразделений должны быть людьми не только специалистами в технической сфере (овладевшими профессией механика), но и быть хорошими администраторами, обладать особыми знаниями и навыками проведения экономических и организаторских работ.“Существует много хороших инженеров-механиков, есть также немало отличных бизнесменов, однако оба этих качества весьма редко встречаются в одном человеке”.Формирование школы научного менеджментаАмер.инж. Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) – основатель школы научного менеджмента. После окончания технологического института в 1878 году работал в металлургической компании “Медвейл стил Ко” и прошел путь от бригадира до главного инженера завода. Автор многочисленных трудов в области металлургии и менеджмента. “Сделочная система” (1895), “Цеховой менеджмент” (1903), “Принципы научного менеджмента” (1911).Похоронен в Филадельфии, где на могиле начертано “Отец научного менеджмента”. Основные составляющие вклада Ф.Тейлора:
  • создание менеджмента как научного направления. Стихийно сложившиеся методы и приемы производства исчерпали себя. Изобретательность и опыт эффективного руководства оставались достоянием отдельных лиц и не выступали предметом научных исследований и обобщений.
  •  
  • формирование делового менеджмента как особого вида профессиональной деятельности. Проведение принципа разделения труда на труд исполнительский и труд распорядительский. “Очевидно, что человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек совершенно другого типа должен его выполнить”.
  • Общие принципы системы Ф. Тейлора: 
  • разделение труда между рабочими и менеджерами (первые – исполнительский труд, вторые – распорядительство и надзор)
  •  Одним из принципов научного управления является разделение планирования и выполнение, которое представлено в вышеприведенном четвертом принципе Тейлора руководство берет на себя все те работы, которые оно может выполнить лучше, чем рабочие... Он считал, что специализация труда одинаково важна как на управленческом уровне, так и на уровне рабочих. Это предложение Тейлора реализовывалось в том, что торгово-промышленные фирмы учреждают планирующие отделы, которые занимаются разработкой ежедневных инструкций для рабочих. Однако Тейло...
    Другие файлы:

    Развитие теории и практики менеджмента
    Характеристика основных этапов развития менеджмента. Изучение формирования и развития школ менеджмента: школа научного менеджмента и спортивных аналог...

    Англоамериканская модель менеджмента
    История процесса зарождения и формирования индустриального менеджмента в Англии и США. Школа "научного менеджмента" как первое направление развития ам...

    Тейлор и его вклад в развитие менеджмента
    Основы методологии научного управления. Вклад Фредерика Тейлора как основателя школы научного управления в развитие менеджмента. Эволюция управленческ...

    Количественная школа менеджмента
    Сущность менеджмента как научного направления, история формирования его основополагающих идей. Классификация и этапы развития разнообразных школ менед...

    Генри Форд и его вклад в развитие менеджмента
    Управление как наука, исследования по теории организации. Научная школа менеджмента, Генри Форд и его вклад в развитие менеджмента. Применение сборочн...