Контроль, организация процессов контроля
Московский государственный университет культуры и искусствБиблиотечно-информационный институтРеферат по менеджментуна тему: «Контроль, организация процессов контроля организации»Выполнила Москва, 2009ОглавлениеВведениеПроцесс управления имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.Под контролем можно понимать систему регулярной проверки состояния результатов функционирования организации, ее отдельных элементов, а также внешнего окружения.Контроль различается по объектам, степени их охвата (сплошной или выборочный); необходимости их разрушения при этом; по субъектам, которые его осуществляют; по интенсивности (нормальный или усиленный).В системе управления контроль управления осуществляет несколько задач: позволяет заранее обнаружить во внутренней или внешней среде организации факторы, которые могут оказать влияние на ее деятельность, необходимым образом подготовиться и своевременно на них отреагировать;помогает отследить недостаточно четко выраженные тенденции развития, их направление и глубину и создавать более обоснованные и надежные планы;контроль позволяет своевременно выявить нарушения, ошибки, промахи и оперативно их предотвратить или устранить;контроль дает возможность выявить резервы;контроль обеспечивает установление и поддержание в системе управления обратной связи;результаты контроля служат основой оценки работы персонала за определенный период, эффективности и надежности системы управления.Контроль осуществляется в соответствии с определенными принципами, к которым можно отнести:охват основных сфер деятельности организации и процессов, протекающих в ней;непрерывность, обусловленную соответствующим характером производственной и хозяйственной деятельности (в ряде случаев контроль может осуществляться эпизодически)4привлечение к осуществлению контроля всего персонала организации или его значительной части;наличие четкой стратегической направленности, задаваемой основными приоритетами развития организации, т.к. второстепенные сферы ее деятельности далеко не всегда целесообразно тщательно проверять, а некоторые и вовсе не имеет смысла, так как это отвлекает много сил и средств;увязку с процессом планирования и преобразований в организации, в ее структуре, системе управления ею;гибкость, приспособление к происходящим изменениям, что обеспечивает его высокое качество и постоянную действенность;своевременность, позволяющую устранять нарушения, прежде чем они примут опасные размеры;экономичность, предполагающую, что выгоды, приносимые контролем, должны превышать на его проведение (иначе, контроль не улучшает степень владения руководством реальной ситуацией);индивидуализированность, нацеленность на конкретные процессы, результаты, лица (требует учета личных качеств сотрудников, их положения, связей в коллективе); максимальную «прозрачность», открытость, доброжелательность, исключение слежки за людьми, поиска «козлов отпущения», создание благоприятного морально-психологического климата; соответствие характеру контролируемого процесса; регулярное подведение и разъяснение итогов контроля, своевременное проведение корректирующих мероприятий, поощрение отличившихся и наказание нерадивых.В процессе контроля могут иметь место объективные и субъективные ошибки. К ним можно отнести: контроль по случаю, не упреждающий отклонения, а осуществляемый им вдогонку; тотальный контроль, порождающий несамостоятельность и иждивенчество людей; поверхностный контроль из недоверия или для проформы, например, за отлучками с рабочего места и пр.Виды управленческого контроляНа практике существует три основных вида управленческого контроля: предварительный, текущий и итоговый.Предварительный контроль предшествует активной деятельности, а тем более, конкретным результатам. По своему содержанию он является организационным, и решает задачу проверки готовности фирмы, ее персонала, производственного аппарата, системы управления и пр. к предстоящей работе. Система управления проверяется с точки зрения соответствия существующей структуре организации, качества уже принятых решений, подготовленных документов, их адекватности имеющимся требованиям, правильности оформления, степени ознакомления с ними исполнителей, усвоения ими стоящих задач.Предварительный контроль персонала призван ответить на вопрос, можно ли с его помощью решать предусмотренные планом задачи. Для этого кадровые службы тщательно изучают профессиональную пригодность сотрудников, их потенциальную способность выполнять предстоящую работу, наличие безопасных условий труда и быта, возможностей повышения квалификации, развития, творчества. Такой контроль осуществляется на основе заранее разработанных требований к каждой категории специалистов. Его инструментами являются: тестирования, собеседования, изучение личных документов и пр. При этом изучается понимание людьми целей своей деятельности, знание прав, обязанностей, требований техники безопасности, норма выработки, условий поощрения; состояние здоровья и способность выполнять свои обязанности (например, предполетный медицинский контроль у летчиков).Предварительный контроль состояния материальных и финансовых ресурсов организации предполагает проверку наличия запасов сырья, материалов, комплектующих изделий на складах, соответствие их структуры и количества потребностям, гарантированность поставок, правильность поступления и расходования денежных средств и пр. Основой предварительного контроля является ее бюджет, или смета, позволяющие проверить надежность их источников и обос...