Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Планирование. Контролинг.

Тип: реферат
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Лекция 1.В централизованном планировании было жесткое планирование, но было легче в связи с тем, что нужно было только выполнять план. Предприятия были как закрытые системы.В условиях рынка предприятие работает как открытая система, взаимодействуя с внешней средой.Особенности внутрифирменного планирования:
  • Финансовая устойчивость предприятия как системы зависит от взаимодействия с внешней средой, с внешними факторами (кооперация, конкуренция, спрос, предложение).
  • Нужно опережающе определять все организационно-технические потребности, финансово-экономические возможности предприятия, обеспечиваемые материальными ресурсами ( с учетом воздействия внешней среды).
  • Необходимость самостоятельной разработки долгосрочной стратегии развития фирмы (современный недостаток: стратегия сводится к текущей деятельности).
  • Внутрифирменное планирование предполагает 2 блока: стратегический и текущего планирования. Это нужно, чтобы не нарушать баланс фирмы. Соответственно, стратегический и текущий бюджеты фирмы.
  • Текущий бюджет направлен на:
  • Повышение прибыли;
  • Снижение издержек;
  • Затраты на маркетинг и рекламу.
  • Стратегический бюджет направлен на:
  • Инвестиции в повышение конкурентоспособности;
  • Диверсификация (расширение сфер деятельности);
  • Повышение доли рынка.
  • Планирование – это проектирование желаемого будущего предприятия и эффективных путей его достижения.Конечный итого процесса проектирования – плановое решение.Основные задачи планирования: определение условий и ограничений, при которых можно достичь желаемого; увязывание стратегического и текущего планирования.Условия при планировании: снижение степени риска; обязательность рассмотрения альтернативных плановых решений.Формы планирования:1) период планирования:
  • Долгосрочное (> 3 лет)
  • Среднесрочное (< 3 лет)
  • Краткосрочное (до 1 года)
  • 2) величина привлекаемых инвестиций:
  • Стратегическое
  • Текущее (тактическое)
  • 3) иерархия планирования:
  • На корпоративном уровне
  • На уровне самостоятельных юридических единиц
  • Цеховое планирование
  • Существует также оперативное планирование (до месяца). И текущее, и оперативное планирование должно быть направлено на стратегическое планирование.Методические подходы к планированию:1) Матричное планирование (при планировании затрат производства) (модели Леонтьева). Ограничения: система хорошо работает на серийных производствах в начале жизненного цикла изделия.2) Оптимизация планирования (модель Конторовича). Ограничения: в меньшей степени учитывается неопределенность; подход для однопродуктовых моделей.3) Адаптивное планирование учитывает динамику изменения ресурсов, динамику привлечения финансов.Процесс планирования включает в себя:
  • Оценка текущего состояния фирмы и оценка реальных возможностей предприятия.
  • Определение необходимых условий для достижения поставленной цели в заданный период времени.
  • Разработка альтернативных плановых решений для последующего утверждения.
  • Для каждой цели предприятия (например, расширение доли рынка, обновление продукции, перевооружение предприятия и т.д.) разрабатывается своя система планирования (дерево целей).Этапы:
  • Анализ состояния предприятия: организационно-экономиеского, технико-технологического, финансового, кадрового. Конечная цель – выявление проблем (несоответствия желаемого и действительного).
  • Установление целей, построение дерева целей (желаемых результатов).
  • Установление основных параметров плана (стратегические цели характеризуют внешние параметры, текущие – внутренние).
  • Определение и оценка альтернатив. Выбор варианта плана для реализации по установленным критериям.
  • Организация выполнения плана.
  • Исходные данные:
  • Совокупность сведений о внешней среде.
  • Информация о конкурентах.
  • Состояние производственной среды.
  • При разработке планов необходимо использовать определенные принципы планирования:
  • Своевременность
  • Обоснованность
  • Целенаправленность
  • Информативность (на верхнем уровне – агрегированная информация)
  • Рациональность
  • Комплексность (организационные, технические, кадровые аспекты)
  • Лекция 2.Стратегическое планированиеОпределяем миссию предприятия (не более 6 строк). Например, занять ведущее положение в России. После определения миссии идет разработка стратегии в виде конкретных целей.Разработка стратегии:
  • Строгая формулировка стратегических целей.
  • Оценка потенциала.
  • Оценка, диагностика, анализ внешней среды.
  • Диагностика сильных и слабых сторон (SWOT-анализ).
  • Анализ стратегических альтернатив.
  • Выбор стратегии.
  • Реализация стратегии.
  • Стратегии (с т.з. пирамиды управления):
  • Корпоративные
  • Функциональные
  • маркетинговая
  • финансовая
  • производственная
  • кадровая
  • Другие файлы:

    Контролинг

    Стратегический контролинг
    Понятие, цели и задачи контроллинга. Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования. Совершенствование информационног...

    Планирование в системе ведения путевого хозяйства
    Осуществление планирования на железной дороге. Планирование объемных и качественных показателей структурных подразделений. Планирование фонда оплаты т...

    Планирование маркетинга - основа планирования деятельности предприятия
    Система планирования маркетинга. Планирование в системе маркетинга. Планирование целей и стратегии. Стратегическое планирование. План развития хозяйст...

    Планирование ресурсного обеспечения производственной программы
    Сущность и методы планирования. Нормирование и планирование расходов основного и вспомогательного сырья, а также планирование численности работников д...