Планирование. Контролинг.
Лекция 1.В централизованном планировании было жесткое планирование, но было легче в связи с тем, что нужно было только выполнять план. Предприятия были как закрытые системы.В условиях рынка предприятие работает как открытая система, взаимодействуя с внешней средой.Особенности внутрифирменного планирования:Финансовая устойчивость предприятия как системы зависит от взаимодействия с внешней средой, с внешними факторами (кооперация, конкуренция, спрос, предложение).Нужно опережающе определять все организационно-технические потребности, финансово-экономические возможности предприятия, обеспечиваемые материальными ресурсами ( с учетом воздействия внешней среды).Необходимость самостоятельной разработки долгосрочной стратегии развития фирмы (современный недостаток: стратегия сводится к текущей деятельности).Внутрифирменное планирование предполагает 2 блока: стратегический и текущего планирования. Это нужно, чтобы не нарушать баланс фирмы. Соответственно, стратегический и текущий бюджеты фирмы.Текущий бюджет направлен на:Повышение прибыли;Снижение издержек;Затраты на маркетинг и рекламу.Стратегический бюджет направлен на:Инвестиции в повышение конкурентоспособности;Диверсификация (расширение сфер деятельности);Повышение доли рынка.Планирование – это проектирование желаемого будущего предприятия и эффективных путей его достижения.Конечный итого процесса проектирования – плановое решение.Основные задачи планирования: определение условий и ограничений, при которых можно достичь желаемого; увязывание стратегического и текущего планирования.Условия при планировании: снижение степени риска; обязательность рассмотрения альтернативных плановых решений.Формы планирования:1) период планирования:Долгосрочное (> 3 лет)Среднесрочное (< 3 лет)Краткосрочное (до 1 года)2) величина привлекаемых инвестиций:СтратегическоеТекущее (тактическое)3) иерархия планирования:На корпоративном уровнеНа уровне самостоятельных юридических единицЦеховое планированиеСуществует также оперативное планирование (до месяца). И текущее, и оперативное планирование должно быть направлено на стратегическое планирование.Методические подходы к планированию:1) Матричное планирование (при планировании затрат производства) (модели Леонтьева). Ограничения: система хорошо работает на серийных производствах в начале жизненного цикла изделия.2) Оптимизация планирования (модель Конторовича). Ограничения: в меньшей степени учитывается неопределенность; подход для однопродуктовых моделей.3) Адаптивное планирование учитывает динамику изменения ресурсов, динамику привлечения финансов.Процесс планирования включает в себя:Оценка текущего состояния фирмы и оценка реальных возможностей предприятия.Определение необходимых условий для достижения поставленной цели в заданный период времени.Разработка альтернативных плановых решений для последующего утверждения.Для каждой цели предприятия (например, расширение доли рынка, обновление продукции, перевооружение предприятия и т.д.) разрабатывается своя система планирования (дерево целей).Этапы:Анализ состояния предприятия: организационно-экономиеского, технико-технологического, финансового, кадрового. Конечная цель – выявление проблем (несоответствия желаемого и действительного).Установление целей, построение дерева целей (желаемых результатов).Установление основных параметров плана (стратегические цели характеризуют внешние параметры, текущие – внутренние).Определение и оценка альтернатив. Выбор варианта плана для реализации по установленным критериям.Организация выполнения плана.Исходные данные:Совокупность сведений о внешней среде.Информация о конкурентах.Состояние производственной среды.При разработке планов необходимо использовать определенные принципы планирования:СвоевременностьОбоснованностьЦеленаправленностьИнформативность (на верхнем уровне – агрегированная информация)РациональностьКомплексность (организационные, технические, кадровые аспекты)Лекция 2.Стратегическое планированиеОпределяем миссию предприятия (не более 6 строк). Например, занять ведущее положение в России. После определения миссии идет разработка стратегии в виде конкретных целей.Разработка стратегии:Строгая формулировка стратегических целей.Оценка потенциала.Оценка, диагностика, анализ внешней среды.Диагностика сильных и слабых сторон (SWOT-анализ).Анализ стратегических альтернатив.Выбор стратегии.Реализация стратегии.Стратегии (с т.з. пирамиды управления):КорпоративныеФункциональныемаркетинговаяфинансоваяпроизводственнаякадровая