Российский парламентаризм на пороге XXI века
СОДЕРЖАНИЕ Стр. Введение 2 Функции парламента 3-5 Деятельность I и II Государственных Дум 6-15 Российский парламентаризм на пороге XXI века 16-26 Заключение 27 Список используемой литературы. 28 Введение В общественно-политической жизни России, деятельность законодательных и представительных учреждений занимает важное место. И хотя исторически исполнительная власть в нашей стране преимущественно доминировала над властью законодательной, со времен вечевых собраний те или иные правители вынуждены были считаться с мнением народным. Общеизвестна роль Земских Соборов в XVI-ХVII веках в развитии российской государственности, решении многих ключевых вопросов внутренней и внешней политики. Ныне повышенный интерес вызывает деятельность дореволюционных Государственных Дум, поскольку во многом по их образцу и подобию ныне действующая Государственная Дума сконструирована творцами Конституции 1993 года. Сегодня, перешагнув рубеж XXI столетия, многое из опыта деятельности, дореволюционных Дум является поучительным и заслуживающим нашего внимания. Прежде всего, это касается отношений Думы с правительством и монархом. Конечно, всякие исторические аналогии и параллели чреваты схематизмом, однако очевидно, даже век спустя, отношения между законодательной и исполнительной властями в России слишком часто принимали и принимают конфронтационный характер. B дореволюционных Государственных Думах разрабатывался регламент дореволюционной Государственной Думы, названный "Наказом", как проходило становление структуры думских комитетов, называвшихся ранее комиссиями, так формировались нормы депутатской этики. Эти и другие ценные элементы первого этапа российского парламентаризма могут быть полезными для депутатов и на современном этапе его развития. Не менее поучительны и типы политического поведения руководителей различных депутатских фракций начала XX века, чем-то перекликающиеся с политическим стилем некоторых современных думских лидеров. Функции парламента Парламентаризм – особая демократическая система организации и функционирования высшей государственной власти, базирующейся на принципах разделения власти и верховенства права, в которой парламент играет преобладающую роль не только в качестве законодательной власти, но и в качестве верховного контроля над властью исполнительной.Парламенты всех стран в известных пределах имеют сходные функции, их основная роль в системе государственной власти характеризуется следующим: 1.Парламент выступает высшим общенациональным государственным органом народного представительства и институционализации, господствующих в обществе интересов, политических ориентаций и настроений. Он одновременно является и институтом гражданского общества, «выполняет функцию соединения суверенитета народа с государственной властью».2. Парламент выполняет законодательную функцию. Именно парламент создает первичный слой правового государства, нормативно-правового обеспечения жизнедеятельности человека и общества в целом; 3. Как представительный орган парламент является важнейшим институтом в триаде разделения власти и наделен реальными возможностями влиять на каждый элемент этой триады, причем на всех уровнях государственной власти. Парламент – это единственное место публичной защиты интересов различных классов, социальных слоев и групп общества в системе государственной власти; 4. Парламент – важнейший элемент системы формирования, правового обеспечения и практической реализации внешней политики государства; 5.Парламент обладает определенными полномочиями контроля за действиями правительства и других высших органов государственной власти.Парламентаризм- политическая система, при которой, согласно Конституции, парламенту принадлежит важная роль в системе государственных органов.Первый в истории человечества парламент был созван в Англии в 1265 году.Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений - от вече и боярской думы, до дореволюционных Государственных Дум и Государственного Совета, советского народовластия, современных форм парламентской демократии.Вече являлось формой непосредственного участия народа в решении государственных дел и представляло собрание всех свободных жителей. Предметом обсуждения на вече могла стать любая проблема государственной жизни, чаще всего решались вопросы призвания или изгнания князей, военных походов, заключения мирных договоров.Боярская дума - это постоянный совет при царе, в который входили ближайшие его соратники. Как правило, царь не предпринимал никакого серьезного дела, не обсудив его со своими боярами. Однако самостоятельной роли боярская дума не играла, она всегда действовала вместе с царем, составляя совместно с государем единую верховную власть. Боярская дума просуществовала до начала XVIII века.Значимым явлением политической жизни Московского государства XVI-XVI1 веков были Земские соборы, игравшие важную роль в законотворческой деятельности.В XVII веке Земский собор включал две части: одна состояла из руководителей высшей администрации, церковного руководства, членов боярской думы, начальников приказов, другая составлялась из выборных представителей всех сословий.
Другие файлы:
Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе
Российский парламентаризм: история и современность
Зарождение представительных органов в России в Х-ХIII веках. Учреждение Государственной Думы Российской Империи, ее компетенция. Особенности Советског...
Российский гештальт. Выпуски 1-5
Это первый гештальт-сборник нового, третьего тысячелетия. Поскольку оно только что началось, то и предисловие небольшое – пусть тексты сами за себя г...