История эволюционного развития экономических методов менеджмента качества
ВведениеЖизнеспособность предприятия, занимающегося как производством, так и обслуживанием зависит от его способности добиваться удовлетворенности потребителя. Очень часто многие менеджеры считают главным для продажи цену и сроки поставки, при этом недостаточно уделяя внимание ценности продукции. Необходимо рассматривать повышение ценности как один из важнейших факторов в определении конкурентоспособности. Многие потребители рассматривают увеличение ценности как нечто более важное, чем уменьшение цены. Искусный продавец может получить заказ на выполнение работ в условиях конкуренции других фирм, однако только качество товара или услуги определяет в большей степени – повторит ли потребитель свой заказ у этого продавца еще раз.Некоторые руководители считают, что удовлетворение ожиданий потребителя по качеству приводит к увеличению затрат поставщика (производителя), что в свою очередь снижает прибыль или увеличивает цену. Такая позиция основывается на двух предположениях: улучшение продукта, поставляемого потребителю, подразумевает проведение более интенсивных проверок и сортировку по их результатам на продукцию, подлежащую отправке, переделке или выбросу; улучшение качества продукции подразумевает улучшение сорта.Если хотя бы одно из этих предположений было бы верно, то затраты конечно же выросли. К счастью, обе эти концепции ложны, и затраты не увеличиваются при улучшении качества. Программа «улучшение качества», если она разработана правильно, скорее приведет к снижению, чем увеличению затрат.В настоящее время в сознании многих руководителей российских предприятий проблемы качества зачастую не ассоциируются с экономикой. Если предприятие успешно реализует свою продукцию на российском рынке, то его директор считает, что у него нет проблем с качеством, и он больше уделяет внимание вопросам расширения сферы реализации продукции, чем проблемам ее улучшения или сокращения затрат на ее изготовление. Все это продолжается до тех пор, пока «гром не грянет» – сокращением спроса на изготавливаемую продукцию.К сожалению, большое число руководителей панацею от всех бед по повышению спроса на свою продукцию видят не в сокращении затрат на ее производство, а на создании такой системы управления качеством, которая позволит им заявить руководству отрасли или местным властям, что проблемы качества на их предприятиях успешно решены. Даже создание и сертификация системы качества не приведет к повышению конкурентоспособности продукции, если на предприятии не будет работать программа по снижению непроизводительных производственных затрат.Много еще директоров предприятий, у которых понятие «сокращение затрат на производство» ассоциируется только с основным производством. Разрабатываются обширные мероприятия по сокращению брака продукции и снижению нормативных переменных затрат на единицу продукции, но полностью игнорируются проблемы, связанные с большими (а часто и очень большими) размерами общезаводских накладных расходов. На половине российских предприятий все еще недостаточно обращается внимания на сокращение затрат во вспомогательных производствах и сфере управления. В тоже время по данным ООН логистические затраты (снабжение, транспортировка, складирование, хранение, сбыт и т.д.) на один доллар доходов превышают затраты основного производства.Сегодня на ведущих предприятиях за рубежом (есть отдельные примеры и российского опыта) экономика качества не связана только с оценкой затрат на несоответствие продукции технической документации. Пришла пора перейти от концепции управления затратами на качество к концепции управления затратами вообще (на всех этапах и операциях жизненного цикла продукции) с точки зрения системы менеджмента качества и критериев качества. Четко сформулированные восемь принципов менеджмента качества, положенные в основу новой версии международных стандартов ИСО 9000:2000, служат ориентиром при решении всех вопросов, касающихся управления качеством, в том числе вопросов экономики качества. Управленческий учет является одним из современных эффективных механизмов, позволяющих активно вмешиваться в ход производственного процесса в момент нарождающихся причин возможного отклонения от нормативного планирования.1. Качество как экономическая категорияРазвитие экономического пространства и научно-технический прогресс определили необходимость изучения категории «качество» с экономической и других точек зрения. Многие зарубежные и отечественные специалисты в области управления качеством предлагали и предлагают своё видение категории «качество». Так, Э. Деминг писал: «Потребитель – самое важное звено производственной линии. Качество должно быть направлено на удовлетворение его потребностей – настоящих и будущих». Видный американский специалист по вопросам управления качеством, имеющий 25-летний стаж практической работы в этой сфере, отмечал, что качество рассматривается как удовлетворение или превышение требований потребителей по такой цене, которую они могут себе позволить, и тогда, когда они нуждаются в вашем изделии или в вашей услуге. Профессор Гарвардской школы бизнеса Д. Гарвин, рассматривая понятие «качество», определяет пять наиболее существенных его характеристик:– соответствие стандарту;– соответствие технически показателям лучших товаров-аналогов;– степень точности соблюдения всех производственных процессов;– соответствие качества требованиям покупателей;– соответствие качества платёжеспособно...