Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Стратегический менеджмент

Тип: учебное пособие
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВАИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬУЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙАГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»Кафедра управления и праваМЕНЕДЖМЕНТПособие для подготовки к экзаменампо специальности«Экономика и управление на предприятии»Минск 2005г.На этапе становления и развития рыночных отношений меняется механизм функционирования всех хозяйственных систем. Решающее значение для предприятий АПК приобретает менеджмент как способ организации коллективных действий, как систематизированная совокупность теоретических и практических знаний, в которой обобщен опыт лучших предприятий мира и заимствованы достижения таких наук. Чтобы реально использовать менеджмент как надежный инструмент достижения успеха, необходимо овладеть его методологией и умением применять ее в конкретной ситуации. В условиях конкурентной борьбы успеха могут достигнуть только те предприятия, которые творчески используют менеджмент и, опираясь на него, непрерывно ищут способы как адаптации к постоянно изменяющимся условиям среды своего функционирования, так и активного воздействия на внутреннюю и внешнюю среду.Задача разработанного пособия помочь студентам – будущим специалистам – закрепить полученные знания по управлению современным производством в АПК. В пособии в сжатой форме раскрыто содержание основных блоков и тем управленческих дисциплин. Пособие предназначено для подготовки к комплексным выпускным и семестровим экзаменам по дисциплинам Основы менеджмента, Менеджмент, Стратегический менеджмент и Управление персоналом.1. Сущность менеджментаУправление производством. Цели и задачи управления. Принципы менеджмента. Законы и исследовательские методы менеджмента.Сущность управления заключается в воздействии на систему с целью перевода ее в новое состояние или поддержание в заданном режиме.Управление производством – это воздействие на процесс труда в соответствии с объективными законами развития общества.Предмет управления – это совокупность общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе управления. Объект управления – это отдельные лица или коллективы работников, а также экономические, технологические, трудовые и другие процессы.Существует несколько определений понятия менеджмента:- менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей;- менеджмент – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации;- менеджмент – это вид профессиональной деятельности людей, занимающихся организацией и координацией процесса достижения целей, применяемых и реализуемых с использованием научных подходов, принципов, методов, концепций маркетинга и человеческого фактора;- менеджмент – это способ управления производством, предусматривающий эффективную организацию труда, постоянное повышение его производительности.Итак, менеджмент – это:- управление совместной деятельностью людей;- разновидность социального управления;- разновидность экономического управления;- профессиональная деятельность по управлению людьми;- наука, практика и искусство управления.Цель управления – это достижение конечных результатов, к которым стремятся организации, их подразделения и сотрудники.Принципы менеджмента – это основные законы, правила и нормы поведения, которыми руководствуются органы и работники управления в процессе своей деятельности. Выделяют следующие принципы управления: - всеобщие. Они действуют в любых социальных системах, независимо от специфики (иерархичность, системность, дискретность, необходимое разнообразие между объектом и субъектом управления, управление по целям); - общие. Они характеризуют построение и функционирование организации (оптимальное сочетание централизации и децентрализации, единоначалие и коллегиальность, единство распорядительности, сочетание линейного, функционального и целевого управления, преемственность, единство интересов); - специальные. Они характеризуют отдельные элементы и их взаимосвязи в системе управления (целеполагание, разделение и кооперация управленческого труда, кадровая работа, проектирование организационных структур управления, определение стратегии предприятия, выбор методов управления, разработка управленческих решений).Законы менеджмента, как и законы любой отрасли знаний, отражают общие, устойчивые, существенные и необходимые связи между определенной совокупностью явлений. Законы организации – это отражение общих, существенных и необходимых связей, имеющих место в организации. Здесь выделяют следующие законы: - синергии – потенциал организации как целого больше суммы потенциалов ее элементов; - дополнения – внутриорганизационные процессы и функции дополняются противоположно направленными (например, дифференциация и интеграция); - пропорциональности – при любых изменениях в организации между всеми элементами и организацией в целом должна сохраняться пропорциональность; - самосохранения – любая организация и ее элементы стремятся сохранить себя как целое путем недопущения потрясений и конфликтов.Специальные исследовательские методы менеджмента разделяют на системные, комплексные, структурные, ситуационные, интеграционные, экономико-математические, социологические, а также наблюдение, моделирование, эксперимент.2. Развитие теории и практики менеджментаИсторические периоды в развитии науки управления. Современные подходы и концепции менеджмента.Выделяют несколько исторических периодов развития теории и практики менеджмента.I период – древний. Начало его датируется 9 - 7 тысячелетием до н.э. Продолжался он примерно до XVIII века...
Другие файлы:

Стратегический менеджмент.
М.: 2007. — 235 с. Содержание учебного пособия представляет собой краткий курс по дисциплине «Стратегический менеджмент», рассматриваются о...

Основы менеджмента
В учебном пособии приведены основные разделы дисциплины "Менеджмент", а именно: стратегический менеджмент, менеджмент персонала, управление корпорацие...

Стратегическое планирование и го роль в достижении целей предприятий малого торгового бизнеса
Вопросы разработки стратегии развития предприятия. Стратегический менеджмент как средство повышения конкурентоспособности российских предприятий. Стра...

Стратегический менеджмент. Курс лекций.
М.: ВЗФЭИ, 2007. - 140 с. Курс лекций для студентов специальности 08.05.07 – «Менеджмент организации» специализаций «Производственный менеджм...

Стратегический менеджмент
Характеристика предприятия. Стратегический анализ внешней среды предприятия. Стратегический анализ внутренней среды организации. Анализ конкурентоспос...