Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Руководство и лидерство в менеджменте

Тип: реферат
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Содержание1. Формальные и неформальные группы2. Власть. Руководство и лидерство3. Работа с людьми4. Разрешение конфликтовБиблиографический список1. Формальные и неформальные группыОрганизация – это не только формальная структура (предприятие или учреждение), но и социальный объект – средство для достижения целей собственника, руководителя и персонала. Это означает, что в любых организациях возникает трудовой коллектив, в котором складываются весьма сложные и многообразные отношения работников между собой, а также работников с руководством, создаются неформальные группы, т. е. происходят процессы, серьезно влияющие на эффективность организации, на результаты ее деятельности.Под группой понимаются двое и более оказывающих друг на друга влияние и взаимодействующих между собой лиц. Группы могут носить как формальный, так и неформальный характер.Формальная группа создается по указанию руководителя и может быть в форме отдела, цеха, бригады. Формальная группа бывает двух видов: командная и целевая. Командная группа объединяется вокруг руководителя. Это может быть, например, совет директоров или правление организации.Целевая группа объединяется общей целью; скажем, трудовой коллектив цеха связывает общее задание, работа на единый конечный результат.Неформальная группа возникает без какого-либо указания, произвольно. Это объединение людей в процессе человеческого социального (общественного) взаимодействия, например по интересам (производственным и непроизводственным), исходя из взаимной симпатии и т. д. Это могут быть сотрудники, постоянно общающиеся в обеденный перерыв в столовой или комнате отдыха, те, кто собирается вместе, чтобы отметить праздник или обсудить назревшие жизненные проблемы, и т. д.Не будет преувеличением сказать, что менеджмент организации во многом складывается из руководства формальными группами, каждая из которых, в свою очередь, нуждается во внутреннем управлении всеми ее членами. Для руководства формальными группами выстраивается рассмотренная в главе 5 организационная структура предприятия или учреждения, выстраивается линейное, функциональное, целевое управление.Опыт развития российского и зарубежного менеджмента дает основания для некоторых полезных рекомендаций по подбору и организации функционирования формальных групп.1. Принципы подбора группы (объединяющие качества).Персонал группы должен в совокупности:– быть целеустремленным;– быть преданным фирме;– понимать и соблюдать корпоративные интересы;– работать на прибыль;– быть профессионально подготовленным;– быть способным к нововведениям;– быть способным к коллективному труду;– быть организованным;– работать планово;– уметь вести учет;– осуществлять контроль и самоконтроль;– быть обязательным и лояльным к партнерам;– быть заинтересованным в потребителях и заказчиках;– быть бдительным к конкурентам;– понимать и соблюдать этические нормы бизнеса и менеджмента.2. Численность группы.Практический опыт менеджмента последних лет подтверждает следующие эмпирические нормативы численности формальных групп:для производственных подразделений нижнего уровня управления (бригады, артели) – 15–20 человек;для подразделений системы управления среднего уровня (отделы, бюро) – 7–10 человек;для органов управления высшего звена (совет, правление) – 1 человек на 100 работников организации.3. Степень однородности группы.Социальная психология и практика менеджмента утверждают, что наиболее работоспособными оказываются, как правило, формальные группы разнородного состава (по полу, возрасту, темпераменту, чертам характера, взглядам, интересам).4. Социальные роли в группе.Социальные психологи и менеджеры-практики утверждают, что весьма полезно для достижения целей организации иметь в составе формальных групп представителей определенных социальных ролей, например:«оптимист» – член группы с постоянно хорошим настроением, верящий в светлое будущее;«пессимист» – не расположенный к радужным ожиданиям, ждущий всяческих подвохов;«правдоискатель» – человек, верящий в справедливость, готовый и умеющий за нее бороться;«старый ворчун» – немолодой член группы, который может в необидной форме сделать коллеге замечание, более действенное, чем формальный выговор;«непутевый» – молодой работник, которого старшие по возрасту члены группы «воспитывают» и опекают;«красивый молодой человек или молодая женщина», которые вызывают восхищение и желание представителей противоположного пола заслужить их внимание;«смелый» – человек, не боящийся препятствий и готовый к риску;«осторожный» – неохотно идущий на риск и скрупулезно обдумывающий возможные последствия принимаемых решений;«юморист» – обладающий развитым чувством смешного и умеющий в трудную минуту хорошей шуткой разрядить обстановку, снять напряжение в коллективе;«новатор-изобретатель» – противник рутины, обладающий чувством нового, приверженный научно-техническому прогрессу;«консерватор» – противник резких перемен, предпочитающий проверенное старое неизвестному новому;«фанат» – преданный и яростный приверженец определенного продукта предприятия, его фирменного стиля, традиций и т. д.5. Объединяющие факторы.
Другие файлы:

Лидерство и команда
Лидер - личность, способная объединять людей ради достижения общей цели. Определение понятия "лидерство" в современном менеджменте. Сущность мотивации...

Женское лидерство в менеджменте
Понятие "женское лидерство" в историческом аспекте. Мужской и женский стили руководства. Особенности, присущие женщине-руководителю. Характеристика де...

Лидерство в менеджменте 2

Лидерство в стратегическом менеджменте

Власть и лидерство в менеджменте
Понятие и виды власти в менеджменте, баланс власти. Понятие и концепция лидерства. Стили управления. Власть принуждения, поощрения, эксперта, уважения...