Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Теоретические и методологические основы менеджмента

Тип: учебное пособие
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Теоретические и методологические основы менеджментаПредмет и метод науки управленияУправление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники.Предметом и продуктом труда в управлении является информация. В первом случае, как предмет, она «сырая», а поэтому не может применяться на практике (она просто информация). А вот в результате управленческой деятельности на ее основе создается решение, т.е. информация, исходя из которой субъект управления может предпринимать конкретные действия.Средствами управленческого труда является все то, что будет способствовать осуществлению операций с информацией – от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.Виды управления: производственное, техническое, государственное, идеологическое, хозяйственное.Возникновение управления, как такового, связано с необходимостью организовывать и координировать совместный труд людей, направленный на достижение поставленных целей, не зависимо от сферы, в которой этот труд осуществляется – военной, строительной и т.д. Функция управления этим трудом реализовывалась в основном представителями власти – государственной, военной, религиозной.Управление хозяйственной деятельностью в рабовладельческих латифундиях, помещичьих хозяйствах, на государственных предприятиях в условиях командно-административной системы, также трудно характеризовать как менеджмент. Его непосредственные объекты – рабы, крепостные, работники государственных предприятий были не свободными, а их деятельность носила натуральный характер и не была ориентирована на потребности рынка.Мы можем сказать «управление природными ресурсами», но не можем сказать «менеджмент природными ресурсами» и т.д. Т.о. понятие «управление» гораздо шире, чем понятие «менеджмент».Рассмотрим теперь, каким образом управленческая деятельность в процессе своего развития превратилась в то, что сегодня принято называть менеджментом.Индивидуум создавал блага и услуги, предназначенные на продажу (производственная функция), самостоятельно принимал решения о путях и формах развития своего дела, сам нес ответственность (предпринимательская функция), организовывал, контролировал, обеспечивал ресурсами текущую хозяйственную деятельность (управленческая функция), сам распоряжался результатами своего труда (функция присвоения). С превращением мелких индивидуальных хозяйств ремесленников и крестьян, основанных на самоуправлении, в крупные предприятия положение изменилось. Рост масштабов хозяйственной деятельности и связанное с этим широкое привлечение наемного труда привело к тому, что собственник стал постепенно полностью или частично отказываться от самостоятельной реализации перечисленных функций. Сначала наемным работникам была полностью передана производственная функция, затем функция текущего управления и контроля. С появлением акционерной формы собственников стало много и изменился сам объект собственности: теперь это было уже не просто предприятие, а денежный вклад в капитал АО, которому это предприятие принадлежало. Управлять АО стали наемные управляющие.Управление превратилось в особый вид деятельности в связи с усложнением экономических процессов, вовлечением в них значительной массы людей. В этих условиях понадобилось выделять специальных руководителей, управляющих, менеджеров, создавать органы управления, в задачу которых входит согласование действий отдельных участников совместной деятельности.Для того чтобы понять как возник менеджмент, рассмотрим основные эпохи экономического развития на примере США:- эпоха массового производства – 1880 – 1930 гг. Основная задача – максимизация объёмов производства слабо дифференцированного товара с минимальными издержками.- эпоха массового сбыта – 1930 – 1950 гг. критической точкой перехода стал момент, когда предложение дешевой слабо дифференцированной серийно производимой продукции превысило спрос.Упал спрос на модель «Форда Т»; «Дженерал Моторс», которые явились пионерами диверсификации, поставляя ежегодно новые модели на рынок. (Форд последовал этому примеру). Характерные черты:- влияние на выбор потребителей, используя расширение номенклатуры выпускаемой продукции;- усовершенствование и организация сбыта;- расширение рекламы.Именно в эту эпоху зародился маркетинг как философия бизнеса, во главу угла которой была поставлена – необходимость выявления, необходимость предсказания, формирование и удовлетворение потребностей клиентов. Начался бурный расцвет НТП. «Дженерал Электрик», «Дюпон» и другие стали создавать научно исследовательские центры. Эта эпоха относительной стабильности и предсказуемости. Использовалось долгосрочное планирование.С середины 50-х годов начинается «постиндустриальная эпоха», которая продолжается по настоящее время.Характерные черты:- ускорение темпов НТП;- новый уровень благосостояния, достигнутый обществом;- изменилась структура экономики и в некоторой степени её идеология: высокая степень дифференцированности продукции; финансирование решения экологических проблем; борьба с инфляцией; ограничение монополий; выявление нужд потребителей и так далее.- увеличение темпа протекания экономических процессов;- усиление конкуренции.Усложнилась структура внешней среды; возросла её неопределённость во времени. Всё это усложнило управление организациями, особенно диверсифицированными – концернами и конгломератами. Сущность и принципы менеджментаЭлементы, на которые направлена эта деятельность, образуют объект управления.Объекты управления – работники, коллективы, действующие согласно предписанию и любые хозяйственные и экономические объекты, подвергаемые определенной трансформации по воле объекта (распоряжающегося этим объектом).Направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, которым может быть один человек (должность) или группа людей (совокупность должностей, подразделение). Субъект управления – люди, в функции которых входят осуществление управленияОт субъекта управления необходимо отличать субъект управленческой деятельности, которым может быть только физическое лицо, живой человек.Т.О. Субъект управления – тот, кто управляет, объект управления – тем, кем управляют. В системе здравоохранения – начальники комитетов здравоохранения, главные врачи, заместители главных врачей, заведующие отделениями, директора и начальники клиники, руководитель частного предприятия.Именно через субъектов управленческой деятельности, принадлежащих как к субъекту, так и к объекту управления, реализуются управленческие отношения.Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, а поэтому характеризуется всеми присущими ему элементами – предметом труда, средствами труда и самим трудом, а также его результатом.Посредством управленческого труда осуществляется взаимодействие между субъектом и объектом управления, реализующее управленческие отношения. Чтобы такое взаимодействие было эффективным, необходимо выполнение ряда условий:
  • субъект и объект управления должны соответствовать друг другу, быть совместимы.
  • Обладать относительной самостоятельностью
  • Необходимо двустороннее взаимодействие, основанное на принципах обратной связи
  • С...
  • Другие файлы:

    Теоретические основы инвестиционного менеджмента
    Экономическая сущность инвестиций и инвестиционной деятельности. Инвестиции предприятия, их роль в обеспечении его эффективного функционирования. Мето...

    Основы менеджмента.
    5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2008. — 556 с. В учебнике рассматриваются исторические, теоретические и методологические основы...

    Менеджмент – современная система управления. Методологические основы менеджмента
    Понятие, цели и задачи менеджмента, его современные парадигмы. Концепции и принципы менеджмента, научные подходы. Определение сущности и роли управлен...

    Предмет и метод науки, сущность и принципы менеджмента
    Виды и категории менеджмента. Система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Мето...

    Этапы развития и становления теории и практики менеджмента
    Методологические основы менеджмента и эволюционные преобразования в его развитии. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления....