Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Организационная культура

Тип: учебное пособие
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Лекцияпо Теории организации.Тема: «Организационная культура»1. Организационная культура: субстанциональный аспектНа уровень упорядоченности организации влияют многие факторы. Один из определяющих факторов — организационная культура.Культура - это совокупность достижений человечества в производственной деятельности, общественном и умственном отношении; форма общения между людьми; совокупность знаний, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица.Культура - это объективно-субъективное явление. Культура субъективна, поскольку человек является ее создателем, хранителем, носителем и потребителем. Культура объективна как атрибут общества и продукт человеческой цивилизации. Субъекты культуры: этнос, нация, страна, поселение, организация, группа людей. Предмет культуры: организация как субъект социокультурного процесса.Организационная культура исследуется в узком смысле слова как культура предприятия (корпоративная культура), а в широком смысле слова — как культура организации, основанная на общечеловеческих ценностях. Организационная культура — это набор самых важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, которые определяют ориентиры поведения членов организации. Эти ценностные ориентиры передаются индивидам через символические средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.Модели организационной культуры:1. Организационная культура является продуктом естественного развития организации в том смысле, что она складывается спонтанно в процессе общения и взаимодействия людей и не зависит от их субъективных желаний. Это эволюционистская модель культуры.2. Организационная культура служит искусственным изобретением, созданным людьми и являющимся результатом их рационального выбора. Это целерациональная модель культуры.3. Организационная культура представляет собой смешанную естественно-искусственную систему, соединяющую в себе формально рациональные и спонтанные жизненные процессы. Это модель корпоративной и гражданской культур.Содержание организационной культуры реализуется в следующих характеристиках:• понимание человеком своего места в организации;• принимаемый язык общения;• взаимоотношения между людьми;• сохранение разделяемых организационных ценностей;• внутренняя вера человека в принятые организацией идеалы;• внешний вид работника и представление себя на работе.Организационная культура может и должна изменяться, особенно тогда, когда она не способствует изменению поведения работников до состояния, нужного для достижения желательного уровня организационной эффективности. Это происходит при:• фундаментальном изменении в миссии организации;• значительных технологических изменениях;• формировании СП;• быстром росте организации;• развитии внешнеэкономической деятельности;существовании субкультур.Организационная культура дает наемным работникам ощущение их идентичности, несет в себе неписанные наставления о том, как в организации можно чего-то добиться, а также способствует стабильности данной социальной системы. К сожалению, люди не осознают влияния существующей культуры, пока она не превратится для них в помеху, пока они не прочувствуют новую культуру на собственном опыте.Понятие организационная культура тесно связано с понятиями гражданская культура и «корпоративная культура». Корпоративная и гражданская культура олицетворяют собой две разные стадии развития организации. Корпоративная культура — это культура конкуренции и борьбы (за господство на рынке). Ради достижения своих интересов фирма готова в принципе идти на любые издержки нравственно-психологического характера, не затрагивающие напрямую экономические и правовые основы своего существования.Для корпоративной культуры свойственно восприятие организации как живого организма, жизнеспособность которого важнее судьбы каждого отдельного человека. Этот организм живет по своим законам объединяет людей на основе общих ценностей и норм в единую «семью». Такое представление об организме исключает или ограничивает автономию и свободу работников, которые подчиняются жесткой необходимости достигать цели организации.Гражданская культура организации предполагает, что рынок — пространство конструктивного взаимодействия с равноправными партнерами. Состязательность здесь второстепенна. Главное для организации — не господство или победа над более слабыми противниками, а расширение пространства для сотрудничества, создание условий для самореализации в определенных сферах профессиональной деятельности. Для нее характерны критическое отношение к действительности, демократичность, толерантность, плюрализм. В гражданской культуре отсутствуют какие-либо единые, предписанные сверху требования и нормы, помимо нравственных общечеловеческих, общепризнанных образцов и ценностных критериев. Чтобы соответствовать интересам людей, такая культура должна создавать условия для развития человека. 2. Типология организационных культур...
Другие файлы:

Организационная культура
Культура и ее элементы. Механизм человеческого взаимодействия. Побудительный мотив человеческой деятельности. Организационная культура. Субкультура. С...

Организационная культура и лидерство
Эдгар X. ШейнОрганизационная культура и лидерствоСерия « Теория и практика менеджмента»Перевели с английского С. Жильцов, А. ЧехПод научной редакцией...

Организационная культура предприятия
Цель настоящей работы заключается в рассмотрении сущности организационной культуры в менеджменте. Организационная культура - это система ценностей и н...

Организационная культура как фактор повышения эффективности управления
Современные концепции менеджмента. Отраслевые особенности функционирования предприятия. Организационная культура в системе менеджмента. Анализ финансо...

Организационная культура предприятия (на примере ООО РИА "Веда-Консультант")
Организационная культура как механизм формирования поведенческих установок персонала организации, ее элементы и уровни. Финансово-хозяйственная деятел...