Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Теоретические аспекты формирования ценовой политики финансовых предпринимательских структур

Тип: статья
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Теоретические аспекты формирования ценовой политики финансовых предпринимательских структур Е.М. ГригорьеваЦеновая политика в структурах финансового предпринимательства является одним из ключевых элементов общей системы ценообразования и представляет собой деятельность организации, направленную на достижение собственных целей и защиту интересов путем маневрирования процентными ставками и тарифами. В целом система ценообразования структур финансового предпринимательства состоит из определенного набора ключевых элементов, в число которых входят:• принципы ценообразования – это основные исходные положения и особенности устройства данной системы цен; различают два принципа: рыночный и административный; от принципа зависят формы регулирования уровня процентных ставок и тарифов банка со стороны контролирующих органов;• методы ценообразования – способы построения цены;• цели могут носить стратегический и тактический характер, при этом, как правило, цели политики цен совпадают с общими целями финансового посредника;• ценовые стратегии представляют собой общие подходы ценообразования, которые обусловливают выбор прикладной модели; оптимизация ценовой политики заключается в варьировании различными ценовыми стратегиями в зависимости от текущих условий на локальном рынке;• критерии дифференциации процентных ставок и уровня тарифов;• порядок начисления процентов и тарифов;• управление процентной и тарифной политикой в структурах финансового предпринимательства, при этом общий процесс управления включает процессы организации, планирования, регулирования и контроля.Ценовая политика структур финансового предпринимательства включает в себя процентную и тарифную политику. Процентная политика финансовой предпринимательской структуры находит выражение в динамике процентных ставок по его пассивным и активным операциям , связанным с привлечением и размещением ресурсов соответственно. Основой тарифной политики являются тарифы (от итальянского tariffa) – система ставок, по которым взимается плата за финансовые услуги. Процентная ставка и тариф всегда являются результатом договорных отношений, одним из субъектов которых выступает финансовый посредник. Процентная ставка является ценой, уплачиваемой за использование денег, хотя последние объективно не являются экономическим ресурсом как таковым . В общем случае процентная ставка – относительная величина процентных платежей на заемный капитал за определенный период времени . На финансовом рынке используется большое количество видов процентных ставок, можно классифицировать по ряду признаков ( см. таблицу).Тариф в отличие от процентной ставки может быть величиной абсолютной и относительной. Тарифы также различают по следующим признакам:• по способу установления тарифы делятся на общие и индивидуальные;• по способу начисления – на фиксированные, плавающие и смешанные; при этом для плавающих и смешанных тарифов величина интервалов сумм и само количество интервалов могут существенно различаться;• с установлением минимальных и/или максимальных размеров платы за финансовую услугу или без их установления.Тариф взимается за услуги финансового посредничества, т.е. деятельности по преобразованию финансовых активов и обязательств клиентов. Финансовые предпринимательские структуры с функциями страхования используют следующие виды тарифов:• страховой тариф (брутто-тариф) – ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования; страховой тариф состоит из нетто-ставки и нагрузки;• нетто-ставка страхового тарифа – часть страхового тарифа, предназначенная для обеспечения текущих страховых выплат по договорам страхования;• нагрузка – часть страхового тарифа, предназначенная для покрытия затрат на проведение страхования и создания резерва (фонда) предупредительных мероприятий. В составе нагрузки может быть предусмотрена прибыль от проведения страховых операций.Особенность ценовой политики в финансовых предпринимательских структурах в отличие от системы установления цен на предприятии заключается в том, что финансовый посредник распоряжается в основном средствами, ему не принадлежащими. Например доход, получаемый кредитной организацией, образуется за счет разницы процентных ставок по привлекаемым и размещаемым ресурсам, а также взимаемых тарифов за оказываемые услуги, и выступает в качестве компенсации за посредничество при перераспределении временно свободных денежных средств.Таким образом, ценовая политика в финансовых предпринимательских структурах предполагает сознательное управление деятельностью по формированию и регулированию цен на услуги. Основой эффективной ценовой политики финансовой предпринимательской структуры является логическая увязка его целей и возможностей. Поэтому, как правило, ценовая политика состоит из единых принципов и правил, которые используются в своей повседневной практике.В современной практике структур финансового предпринимательства наиболее распространены следующие виды стратегий формирования процентных ставок и тарифов, которые в большей степени определяются факторами ценообразования, принимаемыми во внимание:• скользящая вниз представляет собой постепенное снижение процентных ставок и тарифов, чтобы удовлетворить спрос разных потребителей;• проникающая: процентные ставки и тарифы устанавливаются ниже преобладающего уровня для завоевания входа на рынок или увеличения своей доли на рынке;• эластичная: при этом используются преимущества известной или осознаваемой эластичности или жесткости ставки и тарифа;• психологическая;• исходящая из ставок (тарифов) финансовых посредников-лидеров, в том числе на основе «прайм-рейт»;• сегментная: назначаются различные ставки (тарифы) для разных сегментов рынка;• на основе себестоимости финансовых услуг;• гибкая, отвечает изменениям рынка;• упреждающая, препятствует проникновению конкурентов на рынок;• убыточная, направлена на вытеснение конкурентов с рынка;• стратегия целевых ставок и тарифов за счет изменения объема продаж и ставок (объема услуг и тарифов) при неизменной величине прибыли;• стратегия ценовых линий – диапазон ставок (тарифов), в котором каждая цена отражает определенный уровень качества одноименной услуги.Исходя из общей стратегии, финансовый посредник выбирает метод формирования ценовой политики. Основные группы методов и их сущность представлены ниже:1. Затратные методы установления процентных ставок и тарифов предполагают расчет процентной ставки (тарифа) путем прибавления к собственным издержкам некой определенной величины. Данная группа методов подразделяется на:• метод ценообразования «стоимость плюс» ;• метод ценообразования на основе предельных затрат ;• метод установления ставки (тарифа) ниже базовой (модель надбавки) ;• метод целевого ценообразования .2. Определение уровня цен с ориентацией на спрос:• метод определения процентной ставки (тарифа) на основе анализа минимальных пределов убытков и прибыл...
Другие файлы:

Ценовая политика СООО "Марко"
Теоретические аспекты ценовой политики и методологии ценообразования. Анализ рынков сбыта и конкурентов предприятия СООО "Марко", а также изучение про...

Предпринимательство, рынок и экономический рост: Сборник
Монография рассматривает актуальные проблемы развития и поддержки российского предпринимательства, в частности, такой его составляющей, как субъекты м...

Разработка ценовой стратегии предприятия (на примере предприятия "Стэлс")
Теоретические аспекты разработки ценовой стратегии предприятия, которая является процессом, координирующим производственно-сбытовую деятельность предп...

Анализ состояния на рынке товара и моделирование ценовой политики фирм
Особенности формирования рыночных отношений в Республике Беларусь. Анализ фактического состояния на рынке товара и механизма регулирующей функции его...

Анализ ценовой политики предприятия и разработка предложений по ее совершенствованию
Экономическая сущность и значение ценовой политики в условиях рынка. Инструменты ценовой политики и этапы процесса ценообразования. Задачи, принципы и...