Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Стили управления и руководства

Тип: статья
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Стили управления и руководстваВиктор Валентинович Травин, кандидат экономических наук, доцент Академии народного хозяйства при правительстве РФ, директор "Школы кадрового менеджмента" Академии, преподаватель с двадцатилетним стажем.Стиль управления — это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления может достигаться удовлетворенность работой и поощряется производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует и говорить о преимуществе того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации управления.Различают следующие стили управления:Ориентированный на задачу, которую необходимо выполнить, при этом, как утверждает Бизани, руководитель:порицает недостаточную работу; побуждает медленно работающих сотрудников прилагать больше усилий; придает особенное значение объему работы; руководит железной рукой; обращает внимание на то, что его сотрудники работают с полной отдачей; побуждает сотрудников посредством нажима и манипулирования к еще большим усилиям; требует от малорезультативных сотрудников большей отдачи. Исследования Хальпина—Винера и Пельца показывают, что такие руководители:часто более положительно характеризуются своими начальниками, чем личностно-ориентированные руководители; позитивно оцениваются своими сотрудниками, если руководители имеют влияние "наверху". Личностно-ориентированный, при котором в центре внимания стоят сотрудники с их потребностями и ожиданиями. По Бизани, руководитель:обращает внимание на здоровье сотрудников; заботится о хороших отношениях со своими подчиненными; обращается со своими подчиненными как с равноправными; поддерживает своих сотрудников в том, что они делают или должны сделать; заступается за своих сотрудников. Руководитель, который управляет, ориентируясь на личность, не может, однако, сразу рассчитывать на полное удовлетворение сотрудников. Для этого важны влияние и уважение руководителя "наверху", на основе чего он способен защищать интересы сотрудников.Стилю управления присущи три проблемы:1. Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью стиля управления, содержат несколько компонентов, которые не могут быть собраны воедино.2. Абсолютизация стиля управления рассматривается как способ, с помощью которого повышается производительность труда.3. Ситуация управления рассматривается как неизменная, в то время как с течением времени она может измениться и руководитель должен соответственно изменить свое отношение к отдельным сотрудникам.Стили управления могут быть одно- и многомерными. Стиль управления одномерный, если рассматривается один критерий оценки. Одномерными являются авторитарный, корпоративный и прочие стили управления, причем первый и второй стили полярно отличаются друг от друга.Авторитарный стиль управления. При таком стиле управления вся производственная деятельность организуется руководителем без участия подчиненных. Этот стиль управления может применяться при решении текущих задач и предполагает большую дистанцию в образовании между руководителем и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников.Типичные признаки авторитарного стиля управления:Руководитель в силу своей законной власти управляет подчиненными и ожидает от них послушания. Он принимает решения без обоснования их перед подчиненными, при этом исходит из того, что он в отличие от подчиненных обладает большим пониманием и знанием дела, чего, разумеется, быть не должно. Решения руководителя имеют характер распоряжений, которые должны безоговорочно выполняться подчиненными, в противном случае они могут ожидать санкций по отношению к себе;Руководитель соблюдает дистанцию в отношениях с подчиненными, информирует их о фактах, которые они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Он контролирует» следуют ли его распоряжениям и насколько. Знаки, подчеркивающие положение человека в глазах окружающих его людей (например, автомашина), поддерживают репутацию обладающего властью руководителя.Штопп перечисляет требования к авторитарно управляющему руководителю:высокая сознательность; высокий самоконтроль; дальновидность; хорошая способность к принятию решений; пробивная способность. Подчиненные — адресаты приказаний. По "теории x и xy:средний человек ленив и, насколько возможно, отлынивает от работы; работники нечестолюбивы, боятся ответственности и желают быть руководимыми; давление на подчиненных и санкции к ним необходимы для достижения целей предприятия; строгое управление подчиненными и частный контроль над ними неизбежны. При этом стиле управления мотивация подчиненных часто ограниченна, потому что руководитель отделяется социально, передает, как правило, менее интересную работу подчиненным и поддерживает в них страх перед угрожающими санкциями. Подчиненные становятся безучастными по отношению к руководителю, а также к предприятию. Информацию они добывают из-за поставленных руководителем информационных барьеров неофициальными путями.Требования к авторитарно управляемому подчиненному по Штоппу:признание руководителя единственной инстанцией; признание и выполнение распоряжений руководителя; отсутствие стремления к обладанию правом контроля. Преимущества авторитарного стиля управления — возможно большая скорость принятия решений, успешность при повседневных, обычных работах.Недостатки авторитарного стиля лежат в слабой мотивации самостоятельности и развития подчиненных, а также в опасности ошибочных решений посредством чрезмерных требований руководители в отношении количества и (или) качества работы.Авторитарный стиль управления может применяться на практике в нескольких вариантах, которые все больше приближаются к корпоративному стилю.Корпоративный стиль управления. При корпоративном стиле управления производственная деятельность организуется во взаимодействии руководителя и подчиненного. Этот стиль управления может применяться при превалировании творческого содержания работы и предполагает примерно равный уровень образования руководителя и подчиненных, а также нематериальное поощрение сотрудника.Типичные признаки корпоративного стиля управления:
Другие файлы:

Стили руководства их достоинства и недостатки
Стиль руководства: понятие и факторы формирования. Понятие стиля руководства. Факторы формирования стилей. Классификация стилей руководства. Одномерны...

Совершенствование стиля руководства ООО "Это Спорт"
Теоретические основы роли руководителя в системе управления предприятием. Основные стили руководства. Методы управления организацией. Анализ стиля рук...

Анализ стилей управления и типологии руководства на примере магазина ЗАО "Эльдорадо"
Основные стили руководства, их особенности, достоинства и недостатки. Факторы, влияющие на эффективность деятельности руководителя. Общая характеристи...

Типы управления: руководство и лидерство
Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Понятия лидерства и руководства, их основные свойства. Типы и ст...

Разработка основных направлений совершенствования стиля руководства ООО "Спорт-Мастер"
Понятие и сущность стиля руководства, факторы его формирования. Классификация стилей руководства, их характеристика. Анализ стили руководства в ООО "С...