Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Творческий процесс: методика креативности из пяти шагов

Тип: статья
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Творческий процесс: методика креативности из пяти шаговдоктор Томас Вильгельм ( Thomas Wilhelm), консультант и тренер, преподаватель философии Мюнхенского университета. Как появляются новые идеи? Благодаря новому образу мышления — считают многие исследователи креативности. Тот, кто в своем мышлении следует одним и тем же протоптанным путем, не может быть креативным. Творческим людям приходится покидать изведанные пути и прочесывать местность вдоль и поперек, прокладывая собственные дороги. Но как прийти к творческому решению? Далее мы познакомим вас с неизбежными этапами поиска идей, вы можете следовать им при вашей работе.Определите для начала свою цель. Обеспечьте себе необходимый обзор. Затем вам следует совершить собственно «креативный прыжок». После этого вам надо оценить и доработать свои идеи. В заключение вы должны отстоять свое решение. Шаг первый: определите свою цельПрежде всего, вам надо уяснить для себя, чего вы вообще хотите достичь. Поставьте перед собой ясную цель, чтобы не плутать без всякого плана или не идти в ошибочном направлении. Вам не надо бояться того, что это вас слишком ограничит. Если позже ваша цель окажется нереальной либо не стоящей усилий, вы всегда сможете ее откорректировать. Сформулируйте свою цель:в виде вопроса, на который вы хотите получить ответ; в виде желания: «Я хочу добиться...». Постановка перед собой целей имеет к креативности прямое отношение. Цели возникают из проблем и открытых вопросов. Творческие люди обладают способностью распознавать проблемы и открытые вопросы, ставить под сомнение вещи, которые кажутся другим предопределенными и естественными, и искать альтернативы. В любом случае зафиксируйте свою цель в письменном виде.Как найти цель:Сформулируйте цель по возможности конкретно, т.е. не «Я хочу быть самым успешным руководителем отдела кадров», а «Я хочу улучшить кадровый состав среднего уровня управления»; При этом ваша цель не должна быть слишком конкретной, т.е. не «во втором квартале я хочу повысить сбыт женских колготок на 7,5 %», а скорее «Я хочу привлечь новые группы покупателей наших чулочных изделий»; Приемлемые цели возникают тогда, когда вы наталкиваетесь на какую-нибудь проблему, в личной ли жизни или в жизни профессиональной. Развивайте в себе чувствительность к проблемам, в том числе и к проблемам других людей; Целью может быть и улучшение того, что вы делаете ежедневно, т.е. того, что относится к вашей рутине. Например: «Что я могу сделать для того, чтобы лучше проводить переговоры с нашими подрядчиками?»; Особенно быстро определяются цели при работе над новыми проектами. Например: «Как должна выглядеть наша новая телефонная станция?»; Другим полем для поиска «маленьких» креативных целей является снижение расходов. Например: «Можем ли мы отказаться от бланков для нашей внутренней системы рационализации и внесения предложений?»; Разумеется, пригодны и цели, относящиеся к вашему личному окружению и вашим хобби. Обратите внимание на то, что надо ставить перед собой достижимые цели, не занижая при этом планку. Ваша цель должна быть для вас в известной степени вызовом.Шаг второй: обеспечьте себе обзорИтак, цель ясна. Сейчас важно создать условия для того, чтобы ее достичь. Вам нужны ориентиры. Вам нужно знать, какова структура вашей проблемы, какие вам потребуются сведения и как их можно добыть. Когда вы их получите, вам надо их упорядочить. Возможно, при этом постановка вопроса изменится полностью.Первая стадия ориентирования:Запишите для начала все, что вы уже знаете о вашей проблеме. Часто вы знаете больше, чем это осознаете. В отдельных случаях креативное решение может возникнуть уже на этом этапе. Зафиксируйте, какие конвенциональные попытки решения уже были предприняты до этого и почему они закончились неудачно. Выясните, какая вам требуется информация, как и когда вы сможете ее найти. Вторая стадия ориентирования: проверка первоначальной постановки вопросаВы обеспечили себе необходимый обзор, собрали нужную информацию и теперь должны перейти к новой оценке вашей постановки вопроса. Нужны ли вам дальнейшие сведения, вспомогательные средства или ресурсы? Какие вопросы остались открытыми? На этой стадии нужно прежде всего выяснить, правильно ли сформулирован вами исходный вопрос или же постановку вопроса следует изменить. Возможно, вопрос был поставлен вами слишком обобщенно или заужено. Возможно, постановка вопроса не затрагивает суть проблемы или же проблему следует рассмотреть под иным углом, чтобы натолкнуться на ее суть.На этом этапе полезно воспринять как можно больше информации, в том числе и не относящейся непосредственно к вашей проблеме, потому что многие импульсы, необходимые для вашего креативного решения, таятся, казалось бы, в пограничных областях и просто оставались до сих пор незамеченными. Или же вы найдете важную идею в совершенно иной сфере. В некоторых случаях является целесообразным заниматься темами, которые на первый взгляд вряд ли имеют непосредственное отношение к проблеме.Шаг третий: сделайте «креативный прыжок»Теперь начинается стадия игрового испытания, блуждания по незнакомой местности, конвергентного мышления. Освободитесь от собственных представлений, перешагните границы, пусть мысли текут свободным потоком. Это легче сказать, чем сделать — ведь итогом ваших умозрительных кувырканий должна стать творческая идея, а не просто оригинальная находка.Существуют многочисленные техники для вытеснения мысли с заезженной колеи. Целью этих техник является «креативный прыжок»: при помощи этих техник вы катапультируете самого себя навстречу новой идее за пределами вашего «мыслительного потока». Если из этой новой точки вам удастся подсоединиться к вашему привычному «мыслительному потоку», то креативная техника сработала. Вы нашли креативную идею.Время от времени может случаться так, что вы будете «буксовать» либо вам ничего не будет приходить в голову. Такое особенно часто случается вначале. Это не должно поселить в вас неуверенность и заставить сомневаться в собственных творческих способностях. В конце концов, «блокада» случается с каждым. Лучшее, что вы можете сделать, — это не напрягаться и беспокоиться по этому поводу. Сделайте передышку, а потом возьмите новый разбег. Если не получится и на этот раз, посвятите себя пока что другой задаче. В следующий раз все обязательно получится.Наверняка в процессе поисков вас будет не раз заносить в сторону. Это не должно вас обескураживать. Для творческих решений чаще всего требуется упорство. Впоследствии вы установите: каждая ошибка — это шаг на пути к решению. Но если в течение длительного времени появляются одни только вздорные идеи, которые не могут быть использованы вами даже в качестве «интересных импульсов», то причинами этого могут быть следующие.Вы слишком серьезно подходите к делу. Попробуйте делать это играючи, посмотрите на вещи более легкомысленно. Не отмахивайтесь от идей, которые поначалу кажутся вам слишком причудливыми. Ваша цель слишком амбициозна. Может быть, еще не подошло время для решения этой проблемы. Выберите себе другую, быть может, «на размер» поменьше. Возможно, вы еще слишком мало з...
Другие файлы:

Диагностика и развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
Феномен креативности в психологии. Основные условия успешного развития креативности у дошкольников. Особенности креативности дошкольников, воспитывающ...

Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя
Теоретические подходы к исследованию креативности в современной психологии. Методы диагностики креативности школьников. Учет креативности в педагогиче...

Креативность – что это такое?
Феномен понятия креативности в трудах зарубежных и отечественных психологов. Уровни и варианты отношения креативности с флексибильностью. Анализ резул...

Понятие креативности
Креативность как способность к умственным преобразованиям и творчеству. Методики развития креативного мышления персонала предприятия. Характеристика п...

Изучение гендерных различий социальной креативности
Побудительные основания личности в юношеском возрасте по развитию социальной креативности: гендерно-мотивационный компонент. Оценка естественной потре...