Проблема принятия управленческого решения
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФМОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТФИЛИАЛ В ГОРОДЕ СОЧИКУРСОВАЯ РАБОТАПо дисциплине: Основы менеджментаНа тему: «Проблема принятия решения»Выполнила: студентка группы 01-М II (2)Специальности 061100Менеджмент соц. туризмаИсмаилова Е.В.Проверил:канд. псих.н., доцентШаповалов В.И.Сочи-2003г.1. Введение.Как активный и мыслящий элемент системы, человек предопределяет целесообразность и организованность трудового процесса. Определяя цель и программу действий, человек, по сути, принимает решение.В более крупном производственном образовании, где задействовано уже несколько элементарных ячеек, совместный труд нескольких людей также предопределяется общей целью и программой действий. Функцию определения цели и программы действий выполняет здесь уже отдельный человек- руководитель. Это он решает, что требуется получить на выходе этой небольшой системы (цель) в качественном, количественном или стоимостном выражении. Он же определяет как этого добиться (программу действий) : какие ресурсы ввести, как распределить труд между исполнителями, как организовать движение предметов труда и т.п. Затем он же организует исполнение принятого решения, осуществляет контроль, т.е. собирает информацию о том, что происходит на выходе системы, на каждом из рабочих мест, соответствуют ли действия исполнителей принятому решению. В случае отклонений он принимает решение по поводу регулирования (воздействия на вход системы или на исполнителей).Так протекает процесс управления, который состоит из трёх взаимосвязанных фаз :принятие решения как определение цели и программы действий;организация исполнения;сбор и обработка информации (в том числе контроль и учёт) для последующего принятия решения. Таким образом, процесс принятия управленческого решения является важной фазой в цикле управления. По качеству и эффективности принимаемых и, что очень важно, реализуемых решений можно судить о качестве и эффективности управленческого труда. 2. СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ2.1. Для менеджера принятие решений – это постоянная и весьма ответственная работа. Необходимость принятия решений пронизывает всё, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области управления. Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения. Так как менеджеры выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, т.е. планирование, организация, мотиваций и контроль. Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителя. Он, как правило, включает ряд стадий:выработку и постановку цели;изучение проблемы;выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений;рассмотрение вариантов решений;выбор и окончательное формулирование решения;принятие решения;доведение решений до исполнителей;контроль за выполнением решений. Под управленческим решением понимают выбор альтернативы; акт, направленный на разрешение проблемной ситуации.В конечном итоге управленческое решение представляется как результат управленческой деятельности. В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.2.2. Виды управленческих решений.Их можно классифицировать по многочисленным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются в обстановке определённости, риска (неопределённости). В условиях определённости менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив.В обстановке риска (неопределённости) максимум, что может сделать менеджер, это определить вероятность успеха для каждой альтернативы.В данном случае важное значение имеет собственная культура, ценности и традиции организации. Сотрудники подвергаются воздействию культуры организации и поэтому не рассматривают варианты решения вне её.Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные;по частоте принятия :одноразовые (случайные) и повторяющиеся;по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные решения;по сложности: простые и сложные;по жёсткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические. Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчинённых и дают им широкий простор для выбора приёмов и методов их осуществления.