Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Международные отношения

Тенденции развития Евразийского региона

Тип: реферат
Категория: Международные отношения
Скачать
Купить
Аспекты создания единого экономического пространства в рамках евразийского сообщества. Зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок. Фактор культуры в обосновании политических приоритетов России в Евразийском геополитическом пространстве.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление:

Введение

1. Теоретические аспекты создания единого экономического пространства в рамках евразийского экономического сообщества

1.1 Зона свободной торговли

1.2 Таможенный союз

1.3 Общий рынок

2. Фактор культуры в обосновании политических приоритетов России в Евразийском геополитическом пространстве

Заключение

Список литературы

Введение

29 марта 1994 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев впервые выступил с инициативой евразийской реинтеграции, заключающейся в создании совершенно нового объединения стран-участниц СНГ, и предложил назвать новообразование Евразийским союзом - ЕАС. В своем проекте Н. Назарбаев предложил идею евразийства в качестве конструктивной геополитической доктрины, предусматривающей новый стратегический механизм политической и экономической интеграции стран - участниц СНГ.

С этого момента следует отсчитывать новую эпоху, эпоху, в которой евразийство стало служить не только теорией, но и конкретной политической практикой. Споры о том, соответствует ли эта доктрина коренным интересам народов, живущих на территории СНГ, или нет, продолжаются по сей день. Одни видят в ЕАС потенциального соперника Европейского союза и сильного геополитического субъекта мировой политики, другие воспринимают ЕАС лишь как попытку возрождения Советского Союза. Тем не менее Россия, что нельзя не признать, имеет стратегические интересы в данном регионе, и насколько активно она будет участвовать в процессе создания ЕАС, зависит от ряда факторов, среди которых немаловажным является культурный фактор.

Само понятие «евразийства» как определенной идейно-политической и геополитической концепции появилось в среде русской эмиграции. Основные утверждения евразийцев сводились к немногим основным положениям. Россия - это не Европа и не Азия, а Евразия, и поэтому она имеет особый путь развития. Авторы пытались по-новому осмыслить проблему взаимоотношений России и Запада, декларировали «возврат к себе, намерение жить, не отрываясь от своих корней», пытались осознать процессы, происходящие в СССР, через трактовку русской революции как знака рождения новой России.

С самого начала своего возникновения евразийство выступает как определенная историческая концепция, имеющая свои философские корни. Вся многоплановая теоретическая деятельность евразийцев была подчинена одной цели - показать своеобразие «культурной личности» России, точнее, Евразии, как особого «материка», занимающего срединное положение между цивилизациями Старого Света, не похожего ни на Европу, ни на Азию, хотя и испытавшего культурное воздействие и Запада, и Востока. «Россия, - писал П.Н. Савицкий, - занимает основное пространство земель “Евразии”.

евразийский геополитический экономический

1. Теоретические аспекты создания единого экономического пространства в рамках евразийского экономического сообщества

Попытки интегрировать экономики стран СНГ в Европейское экономическое пространство (далее - ЕЭП) за всю недолгую постсоветскую историю предпринимались неоднократно. Были испробованы разные формы ЕЭП с разным составом участников: первоначально делались попытки «собрать» в новое подобие СССР все двенадцать стран СНГ (отказалась только Туркмения), потом вынужденно перешли к более узким форматам - «двойке», «четверке», «пятерке» стран, готовых объединяться уже в новых, рыночных условиях и в новой политической ситуации.

Идеология, заложенная в эти «пространства», каждый раз несколько видоизменялась. В 1992-1994 годах еще была популярна идея сначала сохранения экономического пространства бывшего СССР, а затем его «реинтеграции», то есть восстановления ранее существовавших связей. Позже пришло осознание, что единое (общее) экономическое пространство в рыночных условиях придется создавать заново, и в проекты интеграции начали закладывать идею создания (формирования) ЕЭП.

Неизменной в этих планах оставалась только модель пространства - это формирование экономических союзов по типу успешного ЕС, прошедшего несколько стадий зрелости.

24 сентября 1993 года главы государств-членов СНГ подписали Договор «О создании Экономического союза». Однако наиболее масштабный на пространстве СНГ проект по созданию Экономического союза в составе всех 12 государств-членов СНГ так и не был реализован, в связи с чем этот проект трансформировался в идею «разноскоростной и разноуровневой интеграции». Это привело к регионализации постсоветского пространства и взаимодействию в формате «региональные союзы плюс двусторонние связи».

Многостороннее сотрудничество и интеграция в СНГ в настоящее время прочно ассоциируются с деятельностью региональных союзов - межгосударственных образований с участием различных стран СНГ.

Как известно, в настоящее время самым экономически прогрессивным интеграционным объединением на пространстве СНГ является ЕврАзЭС. В настоящее время государствами-членами ЕврАзЭС являются: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан. Ранее к ним относился и Узбекистан, однако его членство в ЕврАзЭС было приостановлено 12 ноября 2008 года, поскольку, по мнению представителей Узбекистана, данная организация не очень действенная. Кроме того, при ЕврАзЭС имеются и государства-наблюдатели: Армения, Молдавия, Украина. Согласно последним статистическим данным ЕврАзЭС занимает 91% территории бывшего СССР, на которой проживает более 180 миллионов человек, или 64% численности населения СНГ. В рамках ЕврАзЭС действует режим свободной торговли товарами. Благодаря этому товарооборот между странами ЕврАзЭС возрос с $30 млрд. в 2000 году до $123 млрд. в 2008 году, т.е. в 4,1 раза.

ЕврАзЭС представляет собой достаточно молодую международную организацию. Во время визита в Москву в марте 1994 года президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев выдвинул идею создания так называемого «Евразийского союза», которая была обусловлена его критическим подходом к процессу интеграции двенадцати стран-членов СНГ, малоэффективностью, по его мнению, данного процесса. Для ускорения процесса интеграции и повышения его эффективности Назарбаев предлагал более гибкий подход, где основными концептами являлись понятия разноскоростной и многоуровневой интеграции, а также формирование интеграционных центров. При этом под моделью разноскоростной интеграции понималось, что группа государств СНГ продвигается в вопросах интеграции ускоренными темпами, а остальные государства могут присоединяться к ней по мере возникновения объективных возможностей.

Назарбаев считал, что на территории СНГ может возникнуть не один, а несколько интеграционных центров, что зависит от стремления к интеграции друг с другом стран СНГ. И одним из таких центров, по мнению Назарбаева, мог бы стать Евразийский Союз.

Как известно, 29 марта 1996 года Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Этим Договором была учреждена новая региональная организация, получившая название Таможенный союз. Был создан Интеграционный комитет - постоянно действующий рабочий орган по формированию Таможенного союза и развитию интеграции в других областях экономики, наделенный исполнительными и координирующими функциями. Однако почти пятилетний опыт работы

Интеграционного комитета выявил проблемы в организации деятельности Таможенного союза. Это свидетельствовало о необходимости создания новой, более универсальной международной экономической организации.

Вышеуказанные обстоятельства в совокупности и явились толчком для создания ЕврАзЭС. 23 мая 2000 года Межгосударственным советом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан было принято Решение поручить правительствам Сторон, Интеграционному Комитету создать рабочую группа и в срок до 1 сентября 2000 года подготовить проекты уставных документов и предложения по формированию на базе Таможенного союза международной экономической организации, наделенной функциями, связанными с вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО), формированием внешних таможенных границ, единой внешнеэкономической политикой, тарифами и ценами и другими составляющими функционирования общего рынка.

10 октября 2000 года главами вышеуказанных государств было официально заявлено о создании международной организации - ЕврАзЭС. В заявлении, в частности, указывается, что данный шаг свидетельствует о желании государств выйти на реальную интеграцию. Главы государств обращаютвнимание на «зрелость» их взаимодействия в торгово-экономической и гуманитарной областях и наличие потребности государств в более тесном сближении и унификации национального законодательства, проведении мероприятий, направленных на увеличение совокупного экономического потенциала стран и согласованной структурной перестройки их экономик. Также главы государств указали, что создаваемое Сообщество призвано служить целям завершения формирования Таможенногосоюза и создания ЕЭП, что требует новых форм и механизмов взаимодействия.

В тот же день, 10 октября 2000 года, в г. Астане (Республика Казахстан) главы указанных государств подписали Договор об учреждении ЕврАзЭС. В соответствии со ст. 2 Договора об учреждении ЕврАзЭС оно создается для эффективного продвижения процесса формирования договаривающимися сторонами Таможенного союза и ЕЭП, а также реализации других целей и задач, определенных в соглашениях о Таможенн...

Другие файлы:

Культурное событие как ресурс повышения аттрактивности региона
Аттрактивность региона понятие, сущность, механизм. Тенденции развития ивент-маркетинга как ресурса повышения аттрактивности региона. Анализ культурны...

Культурное событие как ресурс повышения аттрактивности региона
Аттрактивность региона понятие, сущность, механизм, место и значение культурного события в системе ее повышения. Тенденции развития ивент-маркетинга к...

Совершенствование механизма инновационного развития региона
Экономическая сущность и методика анализа инновационного потенциала региона. Основы повышения качества институциональной среды инновационной деятельно...

Тенденции технологического развития российской экономики
Особенности современного экономического роста, план долгосрочных изменений. Деградация научно-производственного потенциала как проблема экономического...

Микроэкономические условия обеспечения устойчивого функционирования и развития региона
Понятие региона и функциональная система регионов. Экономические условия устойчивого развития Кемеровской области. Социальные условия обеспечения и го...