Состав государственного долга
Краткое сожержание материала:
Размещено на
1. Необходимость регулировки основных параметров государственного долга
Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе РФ дано юридическое определение. К государственному долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшее в результате государственных заимствований РФ. А также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшее в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.
До введения в действие Бюджетного кодекса РФ (принят 31 июля 1998 года №145-ФЗ) законодательную основу в сфере управления государственным долгом составляли два основных Федеральных закона: «О государственном внутреннем долге РФ» от 13 ноября 1992 года №3877-1 и «О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ.
Полномочия Правительства РФ по вопросам управления государственным долгом были определены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве РФ» (с изменениями и дополнениями). В соответствии со статьей 15 «Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики» вышеуказанного закона Правительство РФ осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности национальной экономики, в первую очередь для устойчивого денежного обращения.
Состав государственного долга
Долговые обязательства, образующие государственный долг РФ, могут выступать в форме:
1. кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
2. государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
3. договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
4. договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
5. соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет (ст. 98 БК РФ).
Иногда в состав государственного долга могут также включаться долговые обязательства государства при поручительствах (например, финансовые гарантии для содействия экспортно-импортной деятельности).
В России действует единая система учета и регистрации государственных заимствований. Выпуск ценных бумаг субъектов федерации и муниципальных образований регистрируется в Министерстве финансов. Информация о заимствованиях и других обязательствах в течение 3 дней с момента их возникновения должна быть внесена в государственную долговую книгу.
Ведение Государственной долговой книги РФ является функцией Министерства финансов. В ней отражаются сведения об объеме долговых обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по выпущенным ценным бумагам; о дате эмиссии ценных бумаг; о полном или частичном исполнении указанных обязательств; а также другая информация, определенная Минфином. Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
По уровню управления государственный долг делится на:
1. государственный долг РФ;
2. государственный долг субъекта РФ (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта);
3. муниципальный государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).
По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам.
Внешние займы размешаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Внешние заимствования РФ законодатель определяет как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Бюджетный кодекс РФ в ст. 89 определяет государственные внутренние заимствования как займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ.
Размеры и структура государственного внутреннего долга даны в программе государственных внутренних заимствований РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.
Государственный долг выступает в двух основных формах - государственные ценные бумаги и записи на бухгалтерских счетах. Государственные ценные бумаги ликвидны, анонимны, могут свободно обращаться на вторичном рынке. Долги, оформленные в виде записи на бухгалтерских счетах, не могут переуступаться и продаваться. В этой форме, как правило, оформляется незначительная часть государственного долга.
2. Факторы, определяющие подходы к диверсификации государственных займов
Государственные займы - это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.
Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).
Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.
Государственные займы классифицируются следующим образом.
По способу размещения делятся на:
- свободно обращающиеся;
- размещаемые по подписке;
- принудительные.
По обеспеченности долговых обязательств:
- закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
- беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).
По сроку действия:
- краткосрочные (срок погашения до одного года);
- среднесрочные (до пяти лет);
- долгосрочные (свыше пяти лет).
По видам доходности:
- выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
- процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);
- с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу). По месту размещения:
- внутренние;
- внешние.
По методу определения доходов:
- с твердым доходом;
- с «плавающим» доходом.
По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:
- с правом досрочного погашения;
- без права досрочного погашения.
Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейс...
Государственный долг и его последствия
Причины возникновения государственного долга. Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга. Последствия государственного долга. Конверсии...
Государственный долг Российской Федерации, его структура
Раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих. Анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ, оценка влия...
Государственный долг и его влияние на экономическую стабильность
Понятие государственного долга. Основные схемы реструктуризации суверенного долга. Статистика изменения государственного долга в период с 1998-2012 го...
Оформление долговых отношений и погашение государственного долга РФ
Долговые отношения: понятие, сущность, виды, необходимость заимствования. Классификация и формы государственного долга. Анализ современной динамики и...
Анализ государственного долга
Экономическая сущность государственного долга, формирование долговой политики государства. Источники погашения внутреннего и внешнего долга. Исследова...