Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Международные отношения

Разгосударствление и приватизация мировой и отечественный опыт

Тип: курсовая работа
Категория: Международные отношения
Скачать
Купить
Рассмотрение сущности, целей и основных принципов приватизации. Выделение задач, требований, предложений и трудностей процесса преобразования форм собственности в Беларуси как метода повышения эффективности производства и создания конкурентной среды.
Краткое сожержание материала:

Министерство образования Республики Беларусь

УО "ВГТУ"

Кафедра экономики

Курсовая работа по макроэкономике

на тему: Разгосударствление и приватизация: мировой и отечественный опыт

Витебск 2009

Содержание

Введение

1. Сущность, цели и основные принципы приватизации

2. Преобразование форм собственности в Республике Беларусь

3. Проблемы, препятствующие проведению разгосударствлению предприятий Республики Беларусь

4. Основные требования и предложения относительно проведения приватизации в Республике Беларусь

5. Проекция опыта приватизации предприятий зарубежных стран на экономику Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Введение

Экономическая реформа в Беларуси (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием "карты" приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода Беларуси к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие "приватизация", его соотношение с категориями "частная собственность", "разгосударствление". Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов.

Завершение начального этапа приватизации в Беларуси (так называемой "чековой приватизации") требует оценки его итогов и выявления особенностей. Переход к новому "инвестиционно-денежному" этапу приватизации нуждается в прогнозе постприватизационного развития предприятий.

Целью курсовой работы является изучение теоретического материала касаемого процесса приватизации и разгосударствления, анализ процесса разгосударствления в Республике Беларусь, рассмотрение проблем приватизации в Республике Беларусь.

1. Сущность, цели и основные принципы приватизации

Эффективность функционирования хозяйствующих субъектов во многом зависит от степени их хозяйственной самостоятельности, которая обеспечивается в процессе разгосударствления экономики.

Разгосударствление представляет собой передачу государством функций непосредственного руководства производственно-коммерческой деятельностью самим хозяйствующим субъектам (физическим или юридическим лицам). При этом государство сохраняет за собой функции регулирования.

Разгосударствление осуществляется в двух направлениях: путем расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов без изменения отношений собственности и путем разгосударствления собственности (рис. 1.1).

Сущность первого направления состоит в передаче органами государственного управления основных управленческих функций хозяйствующим субъектам, в результате чего расширяется их самостоятельность. Это обеспечивается путем предоставления предприятиям широких экономических прав и полномочий по оплате труда, ценообразованию, оптимизации государственного заказа, развитию горизонтальных связей, становлению арендных отношений, управлению имуществом и т.д. При всей важности этого направления разгосударствления экономики оно недостаточно эффективно, так как не меняет основу экономических отношений - отношения собственности. Сохранение монополии государственной собственности предопределяет не полную, а относительную, ограниченную хозяйственную самостоятельность. Поэтому радикальным направлением разгосударствления экономики является разгосударствление собственности.

Разгосударствление собственности -- это разрушение монополии государства, осуществляемое как путем создания новых предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, так и путем реформирования государственных унитарных предприятий. В результате разгосударствления и приватизации государственная собственность не ликвидируется полностью, уменьшается лишь ее доля в национальной экономике, что позволяет включить в экономические отношения негосударственные предприятия и создать экономическую систему, основанную на многообразии форм собственности.

Рис. 1.1 - Основные направления разгосударствления экономики

Рациональным направлением разгосударствления является создание новых предприятий негосударственных форм собственности. В этом случае государственная собственность сохраняется, не затрагиваются интересы широких слоев населения. Новые предприятия создаются, как правило, на основе индивидуальных частных капиталов, что предопределяет их небольшие размеры. Возникая и действуя на многих важнейших направлениях научно-технологического прогресса, малый бизнес нередко закладывает фундамент новых производств и даже отраслей экономики.

Для создания новых предприятий негосударственных форм собственности (частных, кооперативных, акционерных) необходимо первоначальное накопление капитала у отдельных граждан или возможность получить необходимые средства в кредит. Кроме того, требуется реальная возможность приобретения на рынке средств производства (сырья, материалов, топлива, оборудования, зданий, сооружений и т. п.). Кризисные проявления в переходной экономике, неразвитость рынков ценных бумаг и средств производства затрудняют и сдерживают этот процесс. Поэтому не случайно вновь создаваемые предприятия негосударственных форм собственности занимаются не производственной, а посреднической и торговой деятельностью.

В связи с этим в странах с административно-командной экономикой осуществляется реформирование государственной собственности путем разгосударствления предприятий и приватизации.

Разгосударствление предприятий -- процесс преобразования унитарных государственных предприятий в открытые акционерные общества.

Приватизация - это процесс приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате оно полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы - право непосредственного управления ею. Приватизированные предприятия становятся частными.

Все направления разгосударствления экономики тесно взаимосвязаны. Расширение самостоятельности хозяйствующих субъектов создает предпосылки для развития предпринимательства, появления предприятий различных форм собственности. И наоборот, разгосударствление собственности сопровождается ослаблением влияния государства в хозяйственной сфере;

Процесс разгосударствления и приватизации базируется на следующих принципах:

Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации - одна часть государственного имущества, подлежащего приватизации, передается в собственность граждан бесплатно, а другая продается физическим и юридическим лицам, основанным на негосударственной форме собственности.

Право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности вытекает из общенародного характера государственной собственности и практически реализуется путем выдачи приватизационных чеков.

3. Дифференциация методов, форм и процедур приватизации, использование различных способов, методов и процедур при приватизации конкретных предприятий. Необходимость его соблюдения вытекает из отраслевых, территориальных и других особенностей каждого предприятия. Приватизируемые объекты различаются размерами производства, значимостью и конкурентоспособностью продукции, уровнем технической оснащенности, финансовым положением и т.д. Эти факторы предопределяют специфику приватизации каждого из них. Так, небольшие предприятия могут быть проданы на аукционе, крупные преобразованы в акционерные общества, которые различаются составом акционеров, и т.д. Данный принцип практически реализуется путем разработки индивидуальных проектов приватизации каждого предприятия. Дифференцированный подход позволяет осуществить приватизацию государственных пред...

Другие файлы:

Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт 2

Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт и результаты проведенных опытов в

Разгосударствление и приватизация собственности. Государственное регулирование отношений собственности на современном этапе Республики Беларусь
Процесс изменения государственной формы собственности. Сущность понятий "приватизация" и "разгосударствление". Основные механизмы приватизации. Зарубе...

Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт России и зарубежных стран

Приватизация в России: анализ ошибок и результаты
Основные формы собственности. Сущность понятий "приватизации", "разгосударствление". Основные формы реальной приватизации. Продажа государственных пре...