Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Международные отношения

Развитие взаимоотношений России с МВФ. Участие России в международных финансовых институтах

Тип: курсовая работа
Категория: Международные отношения
Скачать
Купить
Политика сотрудничества России с Международным валютным фондом. Цели Международного валютного фонда (МВФ), условия членства и механизмы кредитования. История взаимоотношений России и МВФ. Стабилизация денежного обращения России и перестройка ее экономики.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Актуальность выбранной темы определяется той ролью, которую сыграло сотрудничество России с МВФ в построении рыночной экономики и интеграции РФ в мировое сообщество. Именно МВФ был инициатором и катализатором экономических реформ в России 1990-х гг. Именно он сыграл ключевую роль в налаживании международных финансово-экономических связей нашей страны и послужил основным каналом передачи мирового опыта создания рыночным механизмов.

Долгое время, особенно в период до середины 1998 года, МВФ оказывал большое влияние на российскую экономику, поэтому особенно актуальным является извлечение уроков сотрудничества с этой международной организацией, выработка политики в отношении Фонда и прогнозирование дальнейших направлений сотрудничества.

Последовательное проведение Россией курса на внешнеэкономическую открытость является объективной необходимостью, и осуществляться оно должно с учетом обеспечения экономической безопасности и соблюдения национальных интересов нашей страны. Процесс экономических реформ и интеграции России в систему международной экономики начался с нарастающего сотрудничества с рядом международных экономических организаций, и, прежде всего, с Международным валютным фондом (МВФ).

Работа МВФ в России до недавнего времени выступала одним из приоритетных направлений деятельности Фонда, т.к. его успехи в реформировании экономик стран развивающегося и переходного типа, и в первую очередь России, напрямую определяли целесообразность его существования.

В экономической литературе кредитные отношения РФ с МВФ получили достаточно широкое освещение. Поэтому в данной работе ставится задача показать значение участия в Фонде для экономики и валютной системы России, проследить эволюцию их отношений, которая привела к прекращению выдачи Фондом кредитных ресурсов и к недавнему погашению задолженности перед МВФ.

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе сотрудничества России и МВФ. Данный аспект работы затрагивает изучение опыта, полученного от участия России в этой организации. В работе осуществлена попытка объяснить, насколько самостоятельным и самобытным является путь России (включая ее экономику); может ли она выработать собственный вариант экономики и оригинальный способ участия в процессах глобализации или ей просто нужно было принимать без спора рекомендации МВФ.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать материалы, полученные в ходе исследования, в деятельности внешнеэкономических и внешнеполитических учреждений РФ, в том числе при выработке политики в отношении международных экономических и финансовых организаций.

Целью работы является изучение отношений Российской Федерации и МВФ на современном этапе.

Цель формирует задачи, которые необходимо решить в процессе исследования:

1. Изучить цели МВФ, условия членства и механизмы кредитования.

2. Рассмотреть историю взаимоотношений России и МВФ, а также участие России в международных финансовых институтах.

3. Охарактеризовать характер взаимодействий России с МВФ.

4. Определить перспективы сотрудничества России с МВФ.

Объект исследования: Россия и МВФ.

Предмет исследования: отношения Российской Федерации и МВФ на современном этапе.

В процессе работы использовались учебная литература, материалы из периодических печатных изданий по данной теме.

1. Политика сотрудничества России с Международным валютным фондом

1.1 Цели МВФ, условия членства и механизмы кредитования

МВФ занимает центральное место в международной системе валютно-финансовых отношений и является, пожалуй, единственной международной финансовой организацией, к авторитетному мнению которой прислушиваются любые инвесторы, будь то правительства, частные корпорации или банки.

Цель МВФ регулирование валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им помощи при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Все управляющие собираются один раз в год на Ежегодные совещания МВФ и Всемирного банка.

Политику МВФ контролирует Международный валютно-финансовый комитет (МВФК), 24 членами которого являются министры финансов или управляющие центральных банков стран и групп стран, представленных в Исполнительном совете. Исполнительный совет МВФ отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Исполнительный совет выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя [21, с. 101].

По договоренности между странами - учредителями Фонда, директор-распорядитель должен быть представитель одной из европейских стран, а директором Всемирного банка гражданин США.

В штате МВФ примерно 2700 сотрудников, штаб-квартира фонда расположена в Вашингтоне. Фонд имеет представительства более чем в 80 странах мира, том числе в России.

МВФ получает доход от процентов и сборов по кредитам и использует доход для покрытия издержек финансирования, оплаты административных расходов и накопления страховых остатков.

Рекордные по объему заимствования по линии МВФ - $120 млрд., пришлись на 1997-1999 гг. Крупнейшими получателями финансовой помощи в этот период стали страны, наиболее пострадавшие от финансовых кризисов: Ю. Корея, Индонезия, Бразилия, а также Россия.

При вступлении в МВФ каждое государство-член выплачивает взнос по подписке, называемый «квотой». Страны выплачивают 25% в счет своей квоты в виде резервных активов, т.н. СДР, или основной валюты (доллар США, евро, японская иена, фунт стерлингов). В случае необходимости для целей кредитования МВФ может запросить у государства-члена остальную часть, подлежащую выплате в собственной валюте.

Размер квот пересматривается каждые 5 лет. Общая сумма взносов государств-членов образует уставный капитал МВФ, который используется для оказания временной помощи странам, испытывающим финансовые трудности.

Квота рассчитывается на основании данных об объеме ВВП страны, а также исходя из имеющихся золотовалютных резервов государств и определяет сумму, которую оно может заимствовать у МВФ, и его право голоса. Общая сумма квот в МВФ эквивалентна 217,4 млрд. СДР. Наибольшая квота у США 37,149 млрд. СДР или 371 743 (16,77%) голосов, у России 5, 945 млрд. СДР или 59 704 (2,69%) голосов [21, с. 102].

В совокупности Соединенные Штаты и страны Евросоюза обладают на сегодня 50% всей квоты при голосовании в МВФ и фактически могут провести любое решение вне зависимости от мнения других стран, вместе взятых, поэтому снижение квоты России, по большому счету, не имеет практического значения. (см. приложение № 1 )

При предоставлении финансовой помощи Фонд требует от страны - заемщицы выполнения определенных условий, касаемо её валютной системы, внешней торговли, баланса госбюджета, причем степень их жесткости нарастает по мере перехода от одного транша к другому. Обязательства страны - заемщицы фиксируются в Письме о намерениях (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств контролируется путем периодической оценки. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить ее кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое, а зачастую, и политическое давление на страны - заемщицы [13, с. 20].

1.2 История взаимоотношений России и МВФ

Отдельные контакты информационного и технического характера начали осуществляться между СССР и МВФ с конца 1988 года. А в сентябре 1989 года на 44-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН Советский Союз практически впервые официально заявил о своем намерении установить постоянные связи с МВФ и Мировым банком. По мнению западных экономистов, именно в это время внешняя задолженность Советского Союза резко возросла, и советское руководство подняло на обсуждение вопрос о вступлении в бреттон-вудсские институты, в частности в МВФ.

Существует ряд причин, побудивших советское руководство рассмотреть вопрос об обращении за членством в МВФ. По утверждению Д.В. Смыслова, «Вступление в Фонд определялось не столько экономическими, сколько глобальными политическими интересами. В первые годы перестройки Советский Союз рассматривал МВФ как институт глобализации, участие в котором способствовало бы вовлечению страны в решение вопросов, связанных с изменением мирового валютного порядка. В тот период СССР имел больший доступ на западные финансовые рынки и не нуждался в гарантийной функции МВФ. Неучастие СССР в МВФ фактически исключало страну из процесса валютного сотрудничества между странами всего мира. Сложилась парадоксальная ситуация, когда широкий внешний сектор советской экономики обслуживался мировой валютной системой, в то время как СССР был лишен возможности осуществлять какое-либо влияние на мировой валютный порядок» [5, с. 101].

Советский Союз действительно активно рассматривал вопрос о вступлении в МВФ, однако сказать, что присутствовали только экономические или только политические мотивы, было бы неправильно. Вероятнее всего, желание стать членом МВФ носило инерционный характер. Советское руководс...

Другие файлы:

Участие России в международных финансовых институтах
Развитие валютно-финансовых отношений государства. Сущность и содержание международных финансовых организаций. Проблемы и перспективы дальнейшего сотр...

Роль международных финансовых институтов России
Сущность и содержание международных финансовых организаций, цели и функции их деятельности, классификация и разновидности, сферы применения. Роль Росс...

Основные направления развития современных международных финансовых отношений РФ
Международный финансовый рынок: функционирование и тенденции развития. Участие РФ в международных валютно-кредитных организациях. Анализ внешнего долг...

Участие России в международных финансовых организациях

Роль финансов в развитии международных экономических отношений
Экономические отношения между странами определились уже в глубокой древности. Уже тогда страны занимались торговлей друг с другом. Со временем экономи...