Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Международные отношения

Правовой режим консульских учреждений

Тип: контрольная работа
Категория: Международные отношения
Скачать
Купить
Источники консульского права. Международные договоры, регулирующие консульские отношения. Функции, структура и персонал консульских учреждений. Процедура установления и прекращения консульских отношений. Функции штатных и нештатных (почетных) консулов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Контрольная работа

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Содержание

1. Международные договоры, регулирующие консульские отношения

2. Установление и прекращение консульских отношений

3. Функции, структура и персонал консульских учреждений

4. Функции штатных и нештатных (почетных) консулов

Список литературы

1. Международные договоры, регулирующие консульские отношения

Консульские отношения, являясь частью международных отношений, регулируются нормами международного права. К основным источникам консульского права, которое представляет собой отрасль международного публичного права, относятся обычай и договор. К вспомогательным источникам относятся доктрина международного права и юриспруденция. Разница между основными источниками и вспомогательными заключается в том, что только первые имеют обязательную юридическую силу, в то время как последние используются в качестве инструмента разъяснения и толкования норм консульского права.

Обычай появился и стал играть свою первостепенную роль как источник международного права еще в древние времена. В настоящее время он продолжает оставаться источником общих норм, регламентирующих определенные аспекты консульских отношений. Можно добавить, что в условиях существования кодификации консульского права обычай тем не менее по-прежнему содержит важные аспекты, и поскольку иногда еще существуют лакуны в регламенте, который охватывает эта конвенция, происходит обращение к обычным нормам.

Обычай фактически широко применяется, регулируя а) отношения между странами, которые не являются участниками Венской конвенции 1963 г.; б) отношения между странами, которые не связаны двусторонними соглашениями; в) области, не оформленные конвенциями; г) отношения между государствами, которые вышли из Венской конвенции 1963 г. и не имеют двусторонних отношений в этой сфере.

Договоры, как двусторонние, так и многосторонние, являются основным источником консульского права. На настоящем этапе существуют конвенция по вопросам кодификации, многочисленные многосторонние конвенции регионального характера и огромное количество двусторонних соглашений между государствами, поддерживающими консульские отношения.

Международные соглашения и конвенции, заключенные в целях регламентации в определенной сфере (например, соглашения по торговле и судоходству, конвенции относительно юридической помощи и т.д.) также могут служить источником консульского права в том случае, когда они содержат нормы, касающиеся консульских функций и прерогатив.

Консульские двусторонние конвенции регламентируют консульские отношения между соответствующими странами, предусматривая правила по вопросам учреждения консульств, их уставов, условия назначения и принятия их персонала, консульских иммунитетов и привилегий, функций и т.д. Данные конвенции создают специальный юридический режим для соответствующих государств, развивая положения Венской конвенции 1963 г. и формируя консульские правовые нормы.

Многосторонние договоры являются важным источником консульского права. Первое многостороннее соглашение в области консульских отношений было заключено в Каракасе в 1911 г. между Боливией, Колумбией, Эквадором, Перу и Венесуэлой.

Затем последовала Гаванская конвенция 1928 г. о консульских агентах, которую ратифицировали Бразилия, Колумбия, Куба, Доминиканская Республика, Эквадор, Соединенные Штаты Америки, Мексиканские Соединенные Штаты, Никарагуа, Панама, Перу и Уругвай. Конвенция регламентирует консульские отношения и правовой режим консульских агентов в случае отсутствия специального соглашения между государствами.

Процесс унификации и кодификации консульских правовых норм продолжался и после второй мировой войны, в основном в рамках Организации Объединенных Наций. 18 декабря 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН, выполняя свою задачу «поощрять прогрессивное развитие и кодификацию международного права», провозглашенную Хартией Объединенных Наций (ст. 13), приняла решение о созыве в Вене в 1963 г. совещания ООН в целях разработки конвенции о консульских сношениях. Конференция полномочных представителей из 92 государств состоялась во Дворце Хофбург в Вене 4 марта - 24 апреля. 24 апреля Конференция приняла Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 г.

В тексте Конвенции содержится 79 статей, разбитых на пять разделов и предваренных преамбулой. Также были приняты дополнительные Протоколы, регламентирующие обязательную юрисдикцию и, соответственно, гражданство членов консульского персонала.

В 1967 г. Совет Европы принял Европейскую конвенцию О консульских функциях, которую можно квалифицировать как многостороннюю региональную конвенцию. Конвенция фиксирует общие консульские функции и подробно уточняет функции консульской защиты, функции в отношении морского судоходства, по вопросам гражданского состояния и т.д.

2. Установление и прекращение консульских отношений

международный договор консул право

Консульские отношения устанавливаются между двумя смиренными государствами как субъектами международных отношений на основе их совместного соглашения, определенно выраженного1'. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. в ст. 2 гласит, что «установление консульских отношений между государствами осуществляется по взаимному согласию». Согласие может быть выражено прямо как юридический документ в форме двустороннего соглашения или в форме консульской конвенции. Такие правовые документы, как правило, заключаются от имени государств, а не правительств. Согласие может быть выражено и косвенным образом: путем установления дипломатических отношений, если не существует иной оговорки, либо путем получения согласия государства-резидента на учреждение на его территории консульских учреждений направляющего государства.

Известны случаи, когда соглашение об установлении консульских отношений может быть заключено в форме обмена нотами, в которых стороны соглашаются направить и принять консулов.

Установление и прекращение консульских отношений может осуществляться независимо от установления и прекращения дипломатических отношений. В принципе возможны случаи, когда между двумя государствами при наличии дипломатических отношений в какой-то период времени еще отсутствуют консульские отношения. Вместе с тем могут существовать консульские отношения между государствами при отсутствии дипломатических отношений между ними. В Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. в ст. 2. п.З уточняется, что «разрыв дипломатических отношений не влечет ipso facto разрыва консульских отношений». В качестве примера можно привести факт разрыва дипломатических отношений между Советским Союзом и Государством Израиль в 1953, 1956, 1967 гг. при наличии консульских отношений между этими государствами (в определенные периоды) до восстановления дипломатических отношений в 1991 г. Временное прекращение дипломатических отношений в случае непризнания правительств, пришедших к власти в одном из государств неконституционным путем, не оказывает никакого влияния на консульские отношения".

Прекращение консульских отношений происходит посредством той же процедуры, с помощью которой они были установлены, т.е. посредством выражения согласия каждым из государств. В случае разрыва дипломатических отношений между двумя государствами консульские отношения продолжают существовать, если прямо не содержалось указание об их разрыве.

Консульские отношения могут прекратиться в случае исчезновения конституционным путем государств как субъектов международных отношений. Это исчезновение может быть произведено путем разъединения (примером могут служить СССР, Югославия, Чехословакия) или объединения (объединение Сирии с Египтом между 1958-1961 гг.; Сенегала с Гамбией в 1982-1989 гг.; Танганьики с Занзибаром в 1964 г.). Все эти случаи привели к прекращению консульских отношений с исчезнувшими субъектами и установлению консульских отношений с новыми субъектами.

Если субъекты международного права исчезают вследствие их незаконной оккупации, консульские отношения могут быть сохранены. В качестве примера может служить Эстония, которая в 1940 г. сохранила свои консульства в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, несмотря на потерю статуса субъекта международного права, по причине «присоединения» к бывшему Советскому Союзу. Подобный случай имел место в XIX веке, когда Папское государство сохранило свое консульство в США и после своего упразднения в результате оккупации Королевством Италия в 1870 г.

Закрытие консульских учреждений не приводит к автоматическому прекращению консульских отношений. Стороны могут договориться о других способах представления консульских отношений, в том числе путем делегирования полномочий третьей стране.

3. Функции, структура и персонал консульских учреждений

Консульская деятельность государств регламентирована Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г., которая, наряду с прочим, в ст. 1 дает определения консульской терминологии. Этот факт требует особого внимания, поскольку в литературе по специальности неправильно используют консульские термины. Например, «консульский офицер» вместо «консульское должностное лицо», «консульское бюро» вместо «консульское учреждение», согласно определениям данной Конвенции:

определение «консульс...

Другие файлы:

Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
Сущность и обеспечение привилегий и иммунитетов консульских учреждений и штатных консульских должностных лиц: неприкосновенность помещений, почты, арх...

Правовой режим целевых государственных и местных денежных фондов
Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и местных фондов. Правовой режим целевых бюджетных фондов. Правовой ре...

Консульские привилегии и иммунитеты
После обретения независимости в 1991 г. Республикой Казахстан был начат процесс установления дипломатических и консульских отношений с различными стра...

Демократический государственно-правовой режим
Демократический государственно-правовой режим. Демократический режим в условиях формирования правового государства. Права человека и гражданина. Обяза...

Правовой статус учреждений Министерства обороны Российской Федерации
Рассмотрение действующего законодательства России, закрепляющего правовой статус военных учреждений. Перспективы совершенствования правоспособности, г...