Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Международные отношения

Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики

Тип: реферат
Категория: Международные отношения
Скачать
Купить
Понятие и сущность особой экономической зоны. Изучение этапов становления свободных экономических зон в России. Анализ эффективности использования налоговых и таможенных льгот для бизнеса, привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Особая экономическая зона (ОЭЗ) - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон - решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Цель создания особых экономических зон - развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

Процесс становления свободных экономических зон в России может быть разделен на несколько этапов:

Этап

Характеристика

1980 г

началом кампании по организации СЭЗ. Большую часть зон предлагалось специализировать на добыче минерального сырья, производстве минеральных удобрений, других продуктов. Однако на осуществление проектов создания зон не имелось достаточно средств, отсутствовала четкая правовая основа.

1990-1991

Началом формирования нормативно-правовой базы. Были приняты такие документы, как Указ Президента СССР "Об иностранных инвестициях в СССР" (октябрь 1990 г.); постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1990 г. и постановление Совета Министров РСФСР от 23 ноября 1990 г. о СЭЗ "Находка" и др. Вступивший в силу в сентябре 1991 г. Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР",

1992-1994

Именно в эти годы стало понятно, что многочисленные решения о создании СЭЗ не могут быть претворены в жизнь. Из числа создаваемых СЭЗ лишь единицы начали успешно функционировать. Развал экономики, политическая нестабильность, отсутствие начальных капиталовложений и другие причины не позволили осуществить задуманные проекты. В правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон (разновидности свободных таможенных зон и зон экспортного производства). В основу отбора зон был положен принцип сочетания выгодного географического положения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

С 2005 г

22 июля 2005 года был принят федеральный закон № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Закон заложил единую правовую основу создания и функционирования ОЭЗ на территории России, в нем сформулированы новые принципы отношений власти и бизнеса на территории таких зон. Важно то, что для ОЭЗ введена принципиально новая система налоговых и таможенных льгот. Все ранее созданные ОЭЗ прекратили свое существование с момента введения в действие Федерального закона № 116-ФЗ, за исключением двух - в Калининградской и Магаданской областях. Принципиальное отличие новых зон от прежних - только локальные размеры (не более 100 кв. км), полный запрет на проживание населения на территории зон, таможенное обустройство границ зон. В январе 2006 года в соответствии с федеральным законом № 116-ФЗ были созданы первые 6 особых экономических зон в городах Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге, Томске, Липецке и Елабуге.

Первый этап охватывает вторую половину 1980-х годов - характеризуется началом кампании по организации СЭЗ. Большую часть зон предлагалось специализировать на добыче минерального сырья, производстве минеральных удобрений, других продуктов. Однако на осуществление проектов создания зон не имелось достаточно средств, отсутствовала четкая правовая основа. Это привело к искажению самого принципа формирования свободных экономических зон: руководители регионов предполагали, что федеральное правительство должно обеспечить их средствами для создания на их территории СЭЗ, не надеясь на свои силы, на привлечение иностранных инвестиций. Таким образом, осуществление проектов создания на территории России свободных экономических зон, число которых превысило 100, должно было осуществляться на основе дефицитного в то время бюджет страны.

Второй этап охватывает 1990-1991 гг. и характеризуется началом формирования нормативно-правовой базы. Были приняты такие документы, как Указ Президента СССР "Об иностранных инвестициях в СССР" (октябрь 1990 г.); постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1990 г. и постановление Совета Министров РСФСР от 23 ноября 1990 г. о СЭЗ "Находка" и др. Вступивший в силу в сентябре 1991 г. Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР", определил, что свободные экономические зоны создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В свободных экономических зонах устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием: упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями.

Третий период создания СЭЗ охватывает 1992-1994 гг. Именно в эти годы стало понятно, что многочисленные решения о создании СЭЗ не могут быть претворены в жизнь. Из числа создаваемых СЭЗ лишь единицы начали успешно функционировать. Развал экономики, политическая нестабильность, отсутствие начальных капиталовложений и другие причины не позволили осуществить задуманные проекты. В правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон (разновидности свободных таможенных зон и зон экспортного производства). В основу отбора зон был положен принцип сочетания выгодного географического положения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

Четвертый этап - с 2005 г. начался принципиально новый этап проекта по развитию свободных (особых) экономических зон на территории России. 22 июля 2005 года был принят федеральный закон № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Закон заложил единую правовую основу создания и функционирования ОЭЗ на территории России, в нем сформулированы новые принципы отношений власти и бизнеса на территории таких зон. Важно то, что для ОЭЗ введена принципиально новая система налоговых и таможенных льгот. Все ранее созданные ОЭЗ прекратили свое существование с момента введения в действие Федерального закона № 116-ФЗ, за исключением двух - в Калининградской и Магаданской областях. Принципиальное отличие новых зон от прежних - только локальные размеры (не более 100 кв. км), полный запрет на проживание населения на территории зон, таможенное обустройство границ зон. В январе 2006 года в соответствии с федеральным законом № 116-ФЗ были созданы первые 6 особых экономических зон в городах Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге, Томске, Липецке и Елабуге.

По мнению ведущих экономических аналитиков и представителей бизнес-элиты, развитие ОЭЗ и эффективное использование предоставляемых им налоговых и таможенных льгот будут одними из самых "горячих" вопросов для российского бизнеса в ближайшие годы, особенно учитывая постоянно увеличивающийся административный пресс со стороны государственных органов на иных территориях страны.

Создание особых экономических зон, являясь одним из самых эффективных макроэкономических инструментов привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику, как правило, преследует цели:

· расширить экспортно-импортные операции;

· установить более открытые отношения с мировым рынком;

· развивать новые технику и технологии;

· внедрять инновации в производство.

Для обеспечения благоприятного климата на территории СЭЗ устанавливаются особые экологические и юридические льготы. К ним относятся:

* упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;

* льготный налоговый режим -- налогообложение по льготным ставкам - до 50% установленных на территории России для иностранных инвесторов;

* понижение ставок платы за пользование землей и другими природными ресурсами;

* предоставление права на долгосрочную аренду до 70 лет.

В России существуют ОЭЗ федерального уровня четырех типов:

1) промышленно-производственного типа

Размещение объектов промышленного назначения. Площадь не более 20 кв. км. Не могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований; Не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. Срок существования не более 20 лет Капитальные вложения не менее 10 млн. €, в первый год - не менее 1 млн. €

2) портового типа

Портовые особые экономические зоны создаются на территориях существующих морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров...

Другие файлы:

Конкурентоспособность экономики России
Понятие и факторы конкурентоспособности. Рейтинг России в современной мировой экономике, анализ конкурентной стратегии. Девальвация как инструмент пов...

Специальные экономические зоны как инструмент региональной политики
Развитие мировой экономики и ускорение процессов интернационализации и либерализации международных экономических отношений. Методы повышения конкурент...

Диверсификация региональной экономики как условие повышения ее конкурентоспособности
Понятие диверсификации и ее виды. Подходы к совершенствованию структуры экономики страны. Диверсификация экономики региона как важнейшее условие повыш...

Свободные экономические зоны и их роль в развитии национальной экономики
Свободные экономические зоны: сущность, цель, причины их создания и место в национальной экономике. Организационно-функциональные особенности свободны...

Особые экономические зоны как элемент всемирного хозяйства
Экономические особые зоны как актуальное явление в сегодняшней России, часть национального экономического пространства, анализ целей создания. Знакомс...